Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2018 г.
Компьютеры
За 2018 г. в России было продано 6550 тыс. компьютеров, включая настольные ПК и ноутбуки. В натуральном выражении рост рынка составил 11%, что несколько меньше, чем в 2017 г. В ведущую пятерку, поставившую 63% всех компьютеров, вошли* Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo.
Десктопов было продано 2580 тыс. штук, что на 14% больше показателей 2017 г. В лидирующую группу брендов вошли* Acer, Depo, iRu, HP и Lenovo, в сумме продавшие 40% всех настольных ПК. Этот показатель на 2 п. п. меньше, чем в 2017 г., т. е. концентрация рынка перестала увеличиваться.
Компьютеров класса все-в-одном (AIO) было продано 364 тыс. шт., за год поставки выросли на 7%. Их вклад в сегмент десктопов составил 12%.
Ноутбуков было продано 3610 тыс. штук, что на 8,5% больше, чем в 2017 г. На протяжении года отмечалось усиление продаж более дорогих конфигураций, ожил сегмент игровых ноутбуков. Лидирующая группа поставщиков ноутбуков не изменилась — Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo*, вместе реализовавшие 87% мобильных ПК.
Принтеры и настольные МФУ
Итоговые показатели продаж на российском рынке принтеров и настольных МФУ оказались лучше ожиданий. Общее количество проданных устройств в 2018 г. превысило 2,3 млн шт., что больше показателя предыдущего года на 6,3%. Причиной более высокой динамики рынка оказался последний квартал, продажи в котором были гораздо выше обычного. Причинами для такого заметного скачка продаж вполне мог стать отложенный спрос, накопленный за предыдущий период экономии бюджетов.
Денежный объем рынка составил около 509 млн долл., несколько снизившись по отношению к предыдущему году, в основном из-за возобновившейся эрозии цен.
Весь количественный рост рынка за год определили лазерные устройства (+10% в штуках по отношению к 2017 г.), в то время как продажи в струйном сегменте сократились на 1,8%. Всего за год было продано 1,64 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, впервые с 2012 г. показана положительная динамика. Другой особенностью года стал опережающий рост лазерных принтеров, чего не наблюдалось уже много лет. В тройку лидеров лазерного рынка вошли компании* HP, Kyocera и Samsung , обеспечившие около 62% всех продаж.
Основные тренды в структуре продаж струйных устройств не изменились. Продолжалось, хотя и все менее интенсивно, перераспределение спроса в пользу МФУ, на которые по итогам года пришлось 82% всех проданных струйников. В обоих подсегментах сократились продажи устройств начального уровня, а основными точкам роста оставались модели струйников со встроенной системой непрерывной подачи чернил (СНПЧ), занимающие все более значимое место в линейках всех вендоров, а также высокопроизводительные принтеры и МФУ, ориентированные на бизнес-приложения.
По итогам 2018 г. на бескартриджные модели пришлась почти половина всех проданных струйных устройств. В этой категории по-прежнему лидируют продукты Epson, хотя конкуренцию со стороны остальных вендоров усилилась. В категории бизнес-струйников основная часть продаж приходится на модели Epson и HP.
Несмотря на небольшое падение годовых продаж в штуках, денежный объем рынка струйников оказался чуть больше, чем в 2017 г., и превысил 100 млн долл. Причина —
структурные изменения сегмента струйных устройств, прежде всего сокращение доли начальной категории и повышение спроса на офисные модели.
Сканеры
После кратковременной стабилизации на рынке планшетных сканеров вновь возобновился спад. В 2018 г. в России было продано 58,2 тыс. устройств, что 17% меньше, чем годом раньше, и близко к показателю 2016 г.
Как и все последние годы, в структуре продаж доминируют модели начального уровня (стоимостью менее 100 долл.) с долей в штуках около 90%. Однако сокращение товарного предложения в этом сегменте, где остались продукты только Canon и Epson, а также продолжающееся давление со стороны настольных МФУ привели к снижению продаж low-end-моделей и, соответственно, к спаду на рынке в целом. Несколько увеличились продажи планшетных сканеров компаний Avision и Plustek для специальных приложений, но ввиду их небольшого объема это мало повлияло на общую динамику рынка. Денежный объем рынка планшетных сканеров сократился еще больше (на 22%) и составил 5,6 млн долл. Основная причина — возобновившаяся эрозия цен.
На рынке документ-сканеров второй год подряд отмечена положительная динамика, причем темпы роста превысили 10%. Всего в 2018 г. было продано 33,2 тыс. устройств, что, правда, пока недотягивает до показателя предкризисного 2014 г.
Наибольший вклад в увеличение продаж внес последний квартал года, в котором, помимо сезонного роста спроса на массовом рынке, состоялись крупнейшие за последние три года тендерные поставки. В структуре продаж документ-сканеров возросла доля персональных моделей и устройств для небольших рабочих групп, в то время как продажи высокопроизводительных потоковых сканеров уменьшились.
В целом на рынке документ-сканеров основной объем продаж пришелся на продукты компаний* Canon, Epson, Fujitsu и HP (с суммарной долей в штуках свыше 70%), а в старших сегментах потоковых устройств производительностью свыше 60 стр./мин лидировали, как и годом раньше, компании* Fujitsu, HP и Panasonic.
Мониторы
В 2018 г. на российском рынке было продано 3,3 млн мониторов на сумму в 536 млн долл. По сравнению с 2017 г. рост составил соответственно 17 и 16%. Это несколько ниже, чем темпы роста 2017/2016 гг., но все же рынок продолжил волну быстрого восстановления, которая в основном обусловлена необходимостью обновления огромной установленной базы устаревших устройств, поставленных еще 10 лет назад.
Конкуренция на рынке мониторов в 2018 г. остается очень сильной. Четверка лидеров, имеющих сопоставимую рыночную долю (Acer, AOC, Philips и Samsung*), полностью сохранила свой состав. Но если годом ранее на них пришлось 56% всех продаж, то в 2018-м — уже только 48,7%, что означает усиление второго эшелона.
Информационные панели (LFD)
На российском рынке LFD (профессиональные дисплеи с диагональю 32–98 дюймов) в 2018 г. было продано 53,8 тыс. панелей на сумму в 189 млн долл. Это соответствует годовым темпам роста 23% в натуральном выражении и 19% в деньгах.
Первую половину года рынок поддерживал ЧМ по футболу, обеспечив рекордные показатели продаж. Второе полугодие было заметно скромнее, но все же отрасль оставалась одной из самых привлекательных на ИТ-рынке.
Отмечается опережающее развитие разрешения 4К, множество небольших панелей с таким разрешением уже имеют бюджетную стоимость и попадают в рынок стандартных решений. Однако 4К-матрицы пока в основном востребованы в сегменте интерактивных панелей, где решения на их базе уже доминируют.
Рейтинг ведущих игроков практически не изменился. С большим отрывом лидирует Samsung, на втором месте также традиционно LG, а за ней следуют* iiYama и NEC. Хотя iiYama опережает NEC в штуках, но за счет более дорогой продукции в деньгах уже NEC заметно опережает iiYama. Суммарно на указанную группу лидеров приходится около 70% отгрузок.
Светодиодные модульные экраны
Российский рынок больших сборных светодиодных экранов (LED Modules) ITResearch в 2018 г. оценивает в 2200 решений суммарной площадью 50 тыс. м2. В деньгах это около 70 млн долл. В годовом выражении количество установленных экранов выросло на 68%, а их суммарная площадь — на 52%. В деньгах рынок вырос на 46%. В целом динамика заметно лучше, чем в 2017 г., что в первую очередь было связано со сверхудачным первым полугодием.
Яркий тренд 2018 г. — бум в сегменте indoor-решений с малым размером пиксела. Здесь очевидно находится точка роста рынка, особенно со снижением стоимости на решения с 2,5-мм пикселом.
По итогам 2018 г. однозначным лидером рынка была компания Absen. Наиболее значимые игроки второго эшелона* — Dicolor, Gloshine, LEDman, Leyard, LG, Liantronics, Samsung и Unilumin. Суммарно на эти компании пришлось 62% рынка в деньгах.
Проекторы
Всего на российском рынке проекторов за 2018 г. было продано 122,4 тыс. проекторов на сумму в 136,6 млн долл. Средневзвешенная стоимость одного аппарата составила около 1116 долл. Динамика рынка составила +12,7% в штуках и +15,8% в деньгах.
Продолжают прогрессировать 4К-проекторы. Хотя по итогам года в штуках они занимают менее 1% рынка, в деньгах их доля приближается к 10%. Это уже соизмеримо с SVGA-устройствами, на которые приходится почти треть рынка в штуках.
Первое место уверенно продолжает контролировать Epson. Далее следует Acer, а некогда лидировавшая компания BenQ — лишь третья. Суммарно на тройку лидеров приходится 59% всех отгрузок, но в деньгах их доля несколько меньше — 43%. Это связано с тем, что игроки инсталляционного рынка показывают очень хорошие денежные показатели, особенно Panasonic.
ИБП
За 2018 г. на российском рынке было продано 1,3 млн ИБП переменного тока на сумму 319 млн долл. По сравнению с 2017 г. рынок вырос на 0,3% в штуках и на 1,2% в деньгах.
Практическое отсутствие роста связано с обостренной реакцией отрасли на ухудшение общеэкономической ситуации. И даже поставки к ЧМ-2018 не смогли скомпенсировать общее снижение спроса.
Лидер рынка — Schneider Electric по-прежнему контролирует около 40% всех продаж. Компанию ей на пьедестале по итогам года составили* Eaton и Ippon. Дальше следуют Delta Electronics, Cyberpower и Powercom. Суммарно на шесть ведущих брендов приходится 72,6% рынка в деньгах и на 4% больше в штуках.
Подробнее об итогах 2018 г. в различных сегментах российского ИТ-рынка см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка», 2019, № 1.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.