Компания J’son & Partners Consulting представила результаты нового исследования «Использование SIM-карт в РФ в 2018 г.», посвященного оценке реального числа SIM-карт, используемых населением страны на постоянной основе, и персональным устройствам, в которых они установлены.
Высокая конкуренция на российском рынке сотовой связи на протяжении длительного периода времени привела к ситуации, когда проникновение услуг сотовой связи, рассчитываемое от количества активных SIM-карт, значительно превысило 100%. Аналитики J’son исследовали реальную ситуацию на рынке сотовой подвижной связи с помощью количественного маркетингового исследования, охватившего репрезентативную выборку абонентов операторов сотовой подвижной связи (СПС).
Результаты исследования подтвердили, что женщины в среднем чаще, чем мужчины пользуются только одной SIM-картой. Аналогично, в целом молодежь также охотнее пользуется только одной SIM-картой. Молодежь, как правило, пользуется только личной SIM-картой, в то время как более старшие пользователи СПС могут располагать дополнительной корпоративной SIM-картой. Кроме того, молодежь изначально привыкла к текущей тарифной политике операторов СПС и не стремится экономить за счет использования двух SIM-карт.
Для старших поколений более характерна привычка пользоваться более, чем одной SIM-картой, причем, чем старше респонденты, тем больше разница между мужчинами и женщинами в доле пользующихся только одной SIM-картой (см. рис.1)
С точки зрения использования SIM-карт населенные пункты разной величины не демонстрируют значимых различий (среднее количество SIM-карт на одного абонента отличается по всем категориям не более чем на 5%).
Согласно полученным данным, далеко не всегда использование двух и более SIM-карт обусловлено желанием обеспечить себя более надежной связью за счет сетей двух операторов СПС или соображениями экономии, когда комбинирование тарифов двух операторов позволяет экономить на связи. 13,5% респондентов используют связь от одного оператора сотовой связи, но при этом используют две и более SIM-карты этого оператора.
В рамках раздела, посвященного абонентским устройствам, подключенным к сотовой сети, аналитики компании выявили, что свыше 45% респондентов пользуются двумя или более устройствами, подключенными к сотовой сети. При этом у 23,7% респондентов одним из устройств, подключенных к сотовой сети, является планшет.
На основе полученных данных и других доступных данных о российском рынке сотовой связи аналитики J’son & Partners Consulting также сделали оценку «серого» рынка SIM-карт, выкупленных на юридические лица для последующей незаконной перепродажи или оформленных на чужие паспортные данные. Консервативная нижняя оценка этого рынка составляет около 7,5 млн SIM-карт, или около 3% общего количества активных SIM-карт в РФ.