Группа «М.Видео-Эльдорадо» подвела итоги развития российского рынка смартфонов в 2019 г. По предварительным оценкам, продажи смартфонов в России в прошедшем году могут составить порядка 30 млн девайсов на сумму около 495 млрд руб., что больше на 1,5% в штуках и 7% в деньгах, чем в 2018 г. Таким образом, объём российского рынка смартфонов в 2019 г. оказался почти вдвое больше, чем в докризисном 2014 г. (см. рисунки).
Лидером в штучных продажах c долей около 30% стал Samsung, однако в совокупности Huawei и Honor заняли треть рынка. В денежном выражении первое место удерживает компания Apple, удачно запустившая новую линейку iPhone 11.
В итоге восьмой год подряд самым популярным брендом у россиян остаётся Samsung, при этом усиливается влияние китайских игроков, занявших 50% рынка в натуральном выражении.
Российский рынок смартфонов в 2014 — 2019 гг.
Источник: «М.Видео-Эльдорадо»
Срок замены смартфонов увеличивается до 2-2,5 лет, что способствует популярности более функциональных и производительных моделей стоимостью в диапазоне 10-20 тыс. руб. (этот сегмент прибавил за год 10% в штуках и 25% в деньгах), а также флагманов от 50 тыс. руб. (+25% и +30% соответственно). Как результат, за год средняя цена смартфона на российском рынке увеличилась на 1000 руб. и составила 16,5 тыс. р.
Рынок смартфонов продолжает сосредотачиваться вокруг пяти ведущих брендов — Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei. На лидеров приходится 82% проданных смартфонов и 92% от денежного объёма рынка.
В 2019 г. конкуренцию пятерке лидеров составили преимущественно китайские и российские бренды с долей 0,7-1,7%, занявшие ещё 10% рынка в штуках: BQ-mobile, Vertex, ZTE, Nokia, INOI, Asus, Prestigio, Vivo и Oppo. Увеличивается влияние китайских брендов. Наиболее популярные и вызывающие доверие у покупателей Huawei, Honor и Xiaomi заняли около 43% рынка, ещё 7% приходится примерно на 15 брендов категории B и C. Два года назад компании продавали только каждый пятый смартфон, а в 2018 г. — 40% рынка в штуках пришлось на китайских производителей.
Cохраняется тренд «качественно спроса», проявляющийся, в частности, в увеличении диагонали и рабочей поверхности экрана, а также расширении функциональных возможностей смартфонов
· С точки зрения технических характеристик вырос спрос на смартфоны с оперативной памятью более 128 Гб (рост в 2,5 раза), увеличилась доля моделей с основной камерой от 16 МП, а также тремя и четырьмя модулями. В натуральном выражении доля устройств со стандартом связи 4G достигла 93%, две SIM-карты поддерживают 90% девайсов, 70% (+10 п.п.) смартфонов имеют возможность биометрической аутентификации.
· Доля смартфонов с диагональю от 5 дюймов превысила 75% рынка, а моделей до 4″ снизилась до 1%. Все ключевые смартфоны 2019 года были оснащены экраном от 6 дюймов, также появились первые устройства более 7″.
· В дизайне усиливается тренд на безрамочность, для увеличения площади экрана производители убирают сканер отпечатка пальца на заднюю панель, все реже используются вырезы в верхней части экрана, а фронтальная камера становится выдвижной. Расширяется ассортимент смартфонов, у которых экран занимает более 99% площади лицевой панели.
· Самой необычной новинкой года стал смартфон с гибким безрамочным экраном
· Самым популярным смартфоном 2019 года в деньгах и штуках стал Samsung Galaxy A50. Список бестселлеров продаж в штуках и в деньгах приведен в таблице
Рейтинг самых продаваемых смартфонов в России за 2019 г.