В мире не так уж много предприятий, непосредственно изготавливающих полупроводниковые микросхемы (включая оптические датчики) на кремниевых подложках. И по большей части это pureplay-фабрики — в равной мере предоставляющие услуги различным, нередко конкурирующим между собой, изготовителям СБИС.
По оценке аналитиков компании Knometa Research, в конце 2021 г. этот важнейший сегмент глобального ИТ-рынка ещё более укрупнился, поскольку на первую по объёмам закупаемых для дальнейшей обработки кремниевых пластин пятёрку чипмейкеров приходится уже 57% таких закупок, что на 1 п. п. больше, чем годом ранее. Это Samsung, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC), Micron, SK Hynix и Kioxia/Western Digital (WD). А между тем десять лет назад, в 2012 г. на первую пятёрку приходилось лишь 40% поставок пластин.
Лидеры по закупкам кремниевых пластин для изготовления полупроводниковых микросхем
Позиция в 2021 г. |
Позиция в 2020 г. |
Компания |
Штаб-квартира |
Закупки декабрь 2020 г. |
Доля рынка, % |
Закупки декабрь 2021 г. |
Доля рынка, % |
1 |
1 |
Samsung |
Ю. Корея |
3,364 |
17 |
4,050 |
19 |
2 |
2 |
TSMC |
Тайвань |
2,647 |
13 |
2,803 |
13 |
3 |
3 |
Micron |
США |
1,931 |
10 |
2,054 |
10 |
4 |
4 |
SK Hynix |
Ю. Корея |
1,881 |
10 |
1,982 |
9 |
5 |
5 |
Kioxia/WD |
Япония |
1,283 |
7 |
1,328 |
6 |
|
|
Топ-5 суммарно |
|
11,104 |
56 |
12,217 |
57 |
Примечание: для унификации площади пластин разных калибров пересчитаны в 200-мм эквивалент. Единица измерения закупок — Мпл200/мес: млн условных 200-мм пластин за один календарный месяц (в данном случае декабрь)
Источник: Knometa Research)
Аналитики считают такую тенденцию позитивной, поскольку концентрация всё бóльших объёмов выпуска микросхем в руках ограниченного числа изготовителей позволяет лучше планировать производство. Крупные компании могут оперативно маневрировать мощностями, избегая затоваривания складов в случае снижения спроса. Кроме того, и для поставщиков машин и материалов, используемых при литографировании микросхем, чрезвычайно важна долгосрочная стабильность заказов. — Потому они также выигрывают от укрупнения своего рынка: чем крупнее заказчики, тем меньше вероятность их банкротства. Что, в свою очередь, позволяет удерживать цены в разумных пределах — не закладывая в цену продукта излишние риски его потенциальной невостребованности через месяцы и даже годы, отделяющие заключение контракта от его исполнения.