Аналитический центр холдинга GS Group представил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам первой половины 2022 г.
- За 6 месяцев 2022 г. импорт мобильных телефонов в Россию составил 15 млн штук (спад на 26%). Больше половины этого объема было поставлено в январе и феврале 2022 г. (8,6 млн штук). Доля смартфонов составила 66%, что соответствует уровню 2018 г. По сравнению с 2021 г. поставки смартфонов упали на 38% (6 мес. 2022 г. к 6 мес. 2021 г.) — с 16 до 9,9 млн штук. Объем кнопочных мобильных телефонов, наоборот, вырос на 21% — до 5,1 млн штук. Импорт кнопочных мобильных телефонов вырос за счет поставок в январе и феврале 2022 г. (2,8 млн штук). Импортеры заказали эти объемы еще в конце 2021 г., опасаясь сбоев в производстве на заводах в Китае или в морской логистике из-за пандемии. Далее поставки нормализовались: 0,5–0,7 млн штук в месяц.
Однако это вовсе не означает, что происходит обратная замена смартфонов кнопочными мобильниками. Поставки смартфонов серьезно просели из-за внезапного «бегства» с российского рынка Samsung и Apple, суммарная рыночная доля которых весной 2021 г. составляла 43%. Заменить их пока не успели.
Четыре месяца бездействия не пройдут без следа, поэтому в базовом сценарии по итогам 2022 г. поставки смартфонов снизятся на 35%, а их доля достигнет 75% (уровень 2020 г.).
- Параллельный импорт медленно растет и в июне 2022 г. составил 10,5% от всех ввезенных в Россию смартфонов (или 18,1% в денежном выражении). Но если за базу сравнения брать обычный объем рынка, например в июне 2021 г., то доля альтернативных поставок составит всего 4,8% от необходимого объема (7,8% в денежном выражении).
- Из-за ухода нескольких лидеров и общей неопределенности рынок смартфонов временно сжимается, причем нижний и верхний сегменты сжимаются сильнее, чем средний. В результате меняется ценовая структура. Поставки в нижнем сегменте (смартфоны до 10 тыс. руб.) упали на 56% — до 2,7 млн штук. Средний сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) пострадал меньше: поставки сократились на 24% — до 5,5 млн штук. Наконец, импорт смартфонов в верхнем сегменте (смартфоны от 30 тыс. руб.) снизился на 38% — до 1,6 млн штук. В результате доля нижнего сегмента упала с 38 до 27%, средний сегмент теперь занимает 56% (было 46%), а доля верхнего не изменилась — 17%. Нижний сегмент просел из-за ухода с рынка Samsung, а также из-за изменения ценовой политики Xiaomi и Realme. Поставки в среднем сегменте снизились из-за сокращения импорта Samsung в два раза и частично из-за снижения на треть поставок Xiaomi. Однако поставки Realme и параллельный импорт Samsung поддержали средний ценовой сегмент. Объем верхнего сегмента сократился из-за ухода Apple.
- Суммарно за 6 месяцев 2022 г. поставки четырех лидеров (Xiaomi, Samsung, Realme и Apple) составили 7,5 млн штук (76% рынка смартфонов), что означает падение на 43%. Поставки Huawei и Honor добавили еще 4%. На прочие бренды смартфонов приходится 19% поставок: 13% в нижнем сегменте и 6% в среднем и верхнем сегментах.
- За 6 месяцев 2022 г. Xiaomi импортировала 3,4 млн штук смартфонов (снижение к 6 мес. 2021 г. на 36%), ее доля рынка выросла до 35%. Снижение поставок Xiaomi на российский рынок никак не связано с ситуацией вокруг России, а объясняется обновлением модельного ряда и другими особенностями производства смартфонов в Китае в 2022 г., что подтверждает и статистика мировых поставок Xiaomi. Доля России в общемировых поставках компании снизилась незначительно — с 6 до 4,5 %, то есть Россия по-прежнему является для Xiaomi одним из крупнейших национальных рынков после Китая и Индии. По итогам 2022 г. Xiaomi останется лидером в России, а ее доля рынка может вырасти до 40 %. Парк Xiaomi в России к середине 2022 г. достиг 27 млн штук.
- Импорт Samsung за 6 месяцев 2022 г. в Россию составил 1,9 млн штук смартфонов (почти весь этот объем приехал в 1-м кв. 2022 г.), что означает спад на 60% ( к 6 мес. 2021 г.). Общий парк смартфонов Samsung на руках у российских граждан — около 48 млн штук (38% смартфонов в России). Доля компании в России будет и дальше падать, по итогам 6 месяцев 2022 г. она уже сократилась до 20 %.
- Поставки Realme на российский рынок выросли на треть — до 1,2 млн штук, а ее доля поднялась до 12%. По итогам 2022 г. бренд может занять второе место с результатом более 3 млн штук и долей более 15%, а парк смартфонов Realme в России превысит 6,5 млн штук. Доля России в общемировых поставках Realme уже превышает 6%, что делает наш рынок одним из самых важных для компании после Индии и Китая, особенно после демарша Samsung.
- Импорт Apple за 6 месяцев 2022 г. составляет 1 млн штук — все за счет двух первых месяцев. В связи со снижением поставок в два раза доля компании сократилась до 10%. Из-за политики блокировки в России своих сервисов, особенно платежных, Apple стратегически проиграет в поставках железа и в доходах от сервисов. Как и в случае с Samsung, параллельный импорт не спасет бренд, а только увеличит цену устройств и риски обслуживания.
- Помимо четверки лидеров, самые крупные поставки по итогам шести месяцев были у Tecno, ZTE, Honor, Itel, Infinix и Vivo. Суммарно на эти шесть брендов приходится 17% импорта смартфонов. Остальные игроки обеспечили 6% поставок. Наиболее крупные поставки были у Tecno — 0,5 млн штук за 6 месяцев 2022 г. Tecno быстро займет место Samsung в бюджетном сегменте, однако поставки будут и в среднем сегменте, где присутствие бренда необходимо, чтобы показать покупателям и дилерам свою технологичность. По итогам 2022 г. Tecno, скорее всего, обойдет по поставкам Apple и займет в России четвертое место с долей рынка 8–9%.
- По итогам 6 месяцев 2022 г. доля брендов Китая на российском рынке смартфонов подскочила до 67%, полностью компенсировав падение в 2021 г. из-за ухода Huawei. На смену уходящим игрокам идут другие китайские компании, поэтому 67% — это еще не предел. Так, во втором квартале доля брендов Китая выросла до 94%. По итогам года в базовом сценарии доля китайских брендов смартфонов превысит 80%. А вот на рынке кнопочных мобильных телефонов доминируют бренды России, которая составляет уже 75%. При этом доля китайских компаний упала до 5%.
- Оборот российского рынка смартфонов по итогам шести месяцев 2022 г. составил 220 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных мобильников — 225 млрд руб. Таким образом, оборот рынка упал на треть. Apple пока остается лидером по обороту с долей 34%, на второе место вышел бренд Xiaomi — 26%, Samsung занимает 16%, Realme — 9%.
Спрос на смартфоны упал из-за дезориентированности покупателей, но к концу осени можно ожидать подъем, полагают в GS Group . Очевидно, что, несмотря на рост объемов параллельного импорта, для рынка смартфонов он не станет панацеей, как минимум для Samsung и Apple. Поэтому Россию ожидает появление новых брендов, в основном из Китая. Тем не менее, у российских компаний, в частности у ритейлеров, есть хорошие шансы развивать собственные бренды смартфонов, в том числе для среднего ценового сегмента, с последующим переносом производства в Россию.