Во втором квартале текущего года рынок ПК (ноутбуки, десктопы и рабочие станции) в Западной Европе, согласно данным компании Canalys, упал на 18% в годовом выражении и составил 12.3 млн штук. Особенно пострадал сегмент ноутбуков, где в период Q2 2022 отмечено падение на 26% в годовом выражении, их отгрузки составили 9.5 млн штук. При этом сегмент десктопов за год вырос на 22% до 2.7 млн штук благодаря активному росту коммерческого спроса на ПК для предприятий (см. рис. 1).

Рис. 1. Поставки ПК (за исключением планшетов) в Западной Европе в период Q2 2022

Примечание: Голубые столбцы — десктопы; зелёные столбцы — ноутбуки; белая линия — годовая динамика

Источник: Canalys

Главной причиной сокращения рынка явилось серьёзное разрушение цепочек поставок, а также локдаун во многих регионах Китая, длившийся большую часть квартала. Были закрыты заводы и порты в коридоре Пекин-Шанхай. И хотя к концу мая производственные мощности стали восстанавливаться, этого оказалось недостаточно для компенсации слабого старта квартала. А затем стали проявляться макроэкономические факторы, из-за усиливающейся инфляции потребители стали сокращать расходы на покупку ноутбуков (см. рис. 2). Поставки планшетов потребительского назначения за год сократились на 24%, до значения 5.9 млн штук.

Рис. 2. Структура рынка ПК в Западной Европе во 2-м кв.2022 года

Примечание: Левая часть рисунка — динамика продаж различных типов компьютеров в разных потребительских сегментах. Правая часть рисунка — изменение (Q2’2022 относительно Q2’021) структуры продаж компьютеров разных типов по потребительским сегментам. Голубые столбцы — потребительский сегмент рынка; зелёные столбцы — коммерческий сегмент рынка; тёмно-синие столбцы — образовательный сегмент рынка

Источник: Canalys

Высокая инфляция ( Евростат (Eurostat) — статистический офис Евросоюза, сообщил, что в зоне евро во 2-м квартале инфляция в среднем составила 8%) привела к изменению структуры рынка между потребительским и коммерческим сегментами. Поставки десктопов и ноутбуков в потребительском сегменте в Q2 упали на 34%, многие покупатели решили сэкономить домашний бюджет и отложить покупку. В то же время спрос на высокопроизводительную технику в сфере бизнеса в постковидный период был относительно высокий, так что за исключением сферы образования поставки коммерческих ПК сократились всего на 3%. Крупные организации в этот период имели возможность обновить ИТ-технику.

Lenovo сохранила лидерство по поставкам ПК в Зап. Европе. Хотя поставки компании упали на 8% в отчётный период, её доля рынка выросла более чем на 3 п.п. по сравнению с тем же кварталом годом ранее (см. табл. 1). Поставки HP и Dell упали на17% и 18% соответственно. В итоге HP на второй позиции (3 млн штук), Dell на третьей (1.7 млн штук). У Apple наибольшее сокращение поставок — на 42% за год, в результате американская компания переместилась с четвёртого на пятое место. Acer впервые с Q2 2021 заняла четвёртую строчку, хотя поставки тайваньской компании также упали на целых 30%, и лишь немного превысили 1 млн штук.

Таблица 1. Структура рынка ПК (десктопы, ноутбуки и рабочие станции) в Западной Европе по вендорам. Q2’2022, поставки в тыс. штук

Вендор

Поставки

Q2’2022

Доля рынка

Q2’2022

Поставки

Q2’2021

Доля рынка

Q2’2021

Годовая динамика

Lenovo

3,785

30.9%

4,124

27.4%

-8.2%

HP

3,031

24.7%

3,656

24.3%

-17.1%

Dell

1,698

13.8%

2,070

13.8%

-18.0%

Acer

1,000

8.2%

1,441

9.6%

-30.6%

Apple

788

6.4%

1,358

9.0%

-42.0%

Прочие

1,958

16.0%

2,393

15.9%

-18.2%

Всего

12,260

100%

15,043

100%

-18.5%

Источник: Canalys, июль 2022 г.

В сегменте планшетов ситуация другая. Компания Apple в период Q2 уверенно сохранила позиции ведущего поставщика в Зап. Европе уже восьмой квартал подряд, хотя объём поставок снизился на 20% и составил 2.2 млн штук. Компания Samsung увеличила долю рынка планшетов на целых 4 п. п. и переместилась на вторую позицию. Занявшие третье место Lenovo и пятое Huawei показали в Q2 2022 наибольшее снижение отгрузок, — 38% и 56% соответственно, а Amazon,у которой было относительно небольшое снижение — на 7%, заняла четвёртую строчку (см. табл. 2).

Таблица 2. Структура рынка планшетов в Западной Европе по вендорам. Q2’2022, поставки в тыс. штук

Вендор

Поставки

Q2’2022

Доля рынка

Q2’2022

Поставки

Q2’2021

Доля рынка

Q2’2021

Годовая динамика

Apple

2,243

37.7%

2,825

35.9%

-20.6%

Samsung

1,299

21.8%

1,394

17.7%

-6.8%

Lenovo

991

16.7%

1,591

20.2%

-37.7%

Amazon

465

7.8%

499

6.3%

-6.7%

Huawei

274

4.6%

623

7.9%

-56.0%

Прочие

675

11.3%

930

11.8%

-27.4%

Всего

5,947

100%

7,861

100%

-24.3%

Источник: Canalys, июль 2022 г.