По данным аналитической компании ITResearch, в декабре 2022 г. отгрузки ноутбуков в России превысили 400 тыс. устройств. В завершающем месяце 2022 года российский рынок ноутбуков показал некоторое оживление, и декабрь стал самым лучшим по объемам месяцем года.
Однако годовая динамика все еще отрицательная. Хотя она с октября месяца планомерно поднимается со дна, но к концу года достигла уровня «всего лишь» минус −12% по отношению к прошлогоднему уровню.
При этом общий ценовой уровень по рынку зафиксировался на уровне средневзвешенной цены менее 70 тыс. руб. И хотя примерно к этому уровню цены опустились уже несколько месяцев назад, ценовое движение на самом деле имеется, просто оно разнонаправленное.
С одной стороны, растет доля noname-компаний с их достаточно пробивной ценовой политикой. Плюс начинает ощущаться затоваривание по ноутбукам, спрос явно хромает — сами по себе рублевые цены в абсолюте снижаются. (Да и в мировом масштабе — о затоваривании по ноутбукам говорят уже давно, в связи со снижением мировой экономики.) С другой, чувствуется рост поставок геймерских ноутбуков, устройств расширенной комплектации. Символична в данном случае возросшая доля специализирующейся здесь компании MSI. В результате, усредненная ценовая динамика по рынку в целом остается в одном диапазоне.
Отмеченное оживление на рынке в значительной степени связано с появлением кучи новых для нашего рынка брендов, как азиатского, так и российского происхождения.
На первое место в декабре выбрался бренд Huawei, за ним MSI, далее Honor. Новоявленные лидеры продали 43% ноутбуков. А вот компании, ранее не входившие в число маркет-лидеров, вместе отгрузили порядка четверти всех декабрьских ноутбуков, что является небывалым значением для пункта Other.
По предварительным данным, объем 4-го квартала составил 995 тыс. шт., с годовым падением на 27%. За 2022 год в целом было отгружено около 3,1 млн ноутбуков ~ на 30% меньше, чем 2021 г. Формально, лидерство по итогам года в натуральном выражении все-таки осталось за компанией HP, за ней Lenovo и Acer. Однако если просуммировать объемы Huawei и Honor — получится, что на первое место вышла именно эта китайская группа компаний. Ну, а концентрация рынка — доля лидеров по отношению к рынку в целом — конечно же претерпела самое значимое за всю историю снижение.