Последний квартал 2022 г. показал традиционный для конца года значительный рост продаж принтеров и настольных МФУ, который в текущей рыночной ситуации ожидать было достаточно сложно.
Всего за этот период, согласно данным аналитической компании ITResearch, на российском рынке было продано 426,4 тыс. устройств, что на 43% больше, чем 3-м квартале (который, в свою очередь, был тоже лучше предыдущего. Однако, по отношению к четвертому кварталу 2021 г. объем продаж в штуках оставался в минусе (падение на 36%, что несколько меньше, чем в предыдущих двух кварталах, в которых спад приближался к 50%). При этом более значительные потери оказались в сегменте многофункциональных устройств, около 40%, в то время как принтеры «отстали» на 27%.
Потери рынка в деньгах были значительно меньше штучных, всего 2,5% (182 млн долл.) из-за продолжающегося интенсивного роста цен. За прошедший год цены принтеров и настольных МФУ возросли в среднем в полтора раза.
Продажи лазерных устройств в четвертом квартале составили около 387 тыс. шт., что на 22% меньше, чем год назад, и в полтора раза меньше, чем падение рынка в целом.
Основной вклад в поддержку сегмента внесли растущие продажи Pantum, а также продукты новых вендоров, отечественных F+Imaging и Катюша, а также зарубежных Avision, Deli и Huawei.
В струйном сегменте падение продаж оказалось значительно более глубоким — почти на 80% (год к году), до 39 тыс. шт. В отличие от лазерных устройств, заменить ушедшие с рынка струйные принтеры и МФУ моделями новых брендов пока не удается, что серьезно сказывается на товарном предложении.
Кроме того, усиление дефицита вполне естественно приводит к удорожанию продуктов, и цены на струйники год к году росли гораздо больше, чем на лазерные устройства (на отдельные категории моделей — почти вдвое).
В результате рыночная доля струйников оказалась менее 10 %. Такое компания ITResearch отмечает впервые за все время наблюдения за рынком ( с 1998 г.).