Согласно данным таможенной статистики от GS Group, в 2023 г. поставки планшетов в Россию сократились на 27% по сравнению с 2022-м годом. Практически все лидеры рынка потеряли в объемах продаж с 2022 г., один из явных аутсайдеров — компания Samsung, ее продажи просели на 91%.
Если в 2020 г. 5 основных лидеров рынка планшетов — Huawei, Samsung, Apple, Dexp, Lenovo — занимали 82% рынка, то сейчас их доля сократилась до 48%.
Чаще всего в 2023 г. завозили продукцию следующие бренды:
- Huawei — 4%, 329 649 шт.;
- Honor + 2844%, 159 144 шт.;
- Apple — 21%, 155 397 шт.;
- Dexp — 62%, 100 380 шт.;
- Digma — 16%, 96 894 шт.
Параллельный импорт также стабильно снижается: если со 2-го квартала 2022 г. на параллельный импорт приходилось 27,5% от всего импорта планшетов в Россию, то сейчас почти в два раза меньше — всего 15%.
Если в прошлом году производители из КНР занимали 42% рынка, то в текущем — уже 64%. На этом фоне все больше сужается присутствие иностранных производителей, ушедших из России.
На данный момент можно выделить шесть компаний, лидирующих по продажам на российском рынке в 2023 г.: Huawei, Honor, Apple, Dexp, Digma и Teclast. Эти производители представляют 70% от общего ввоза в страну.
При анализе данных доли рынка можно выделить лидера и две крупных группы. Лидер представлен брендом Huawei, его доля от общего импорта составляет 25% (330 тыс. ед.). Первая группа представлена Honor (159 тыс.) и Apple (155 тыс.), они завезли по 12% планшетов. Вторая группа: Dexp (РФ, 100 тыс.), Digma (РФ, 97 тыс.) и Teclast (95 тыс.) ввезли каждый по 7% от общего значения.
Первые три квартала Huawei ввозил практически одинаковыми партиями с разницей в пару тысяч единиц, но в четвертом квартале объемы ввоза упали практически наполовину. Honor ввозил равными поставками с выпадающим пиком в 3-м квартале (70,5 тыс.) и угасанием к 4-му кварталу, что связано с выходом новой модели в мае. Кривая изменения значений ввоза планшетов Apple и Digma представлена весенним понижением и повышением к Новому году. Компания Dexp ввезла 100 тыс. планшетов только в 1-м квартале; китайская Teclast имела тенденцию на повышение объемов импорта от квартала к кварталу (14 тыс. > 21 тыс. > 26 тыс. > 33 тыс.).
Позиции практически всех лидеров рынка достаточно нестабильны. Сохранить значения, близкие к 2022 г., получилось только у Huawei и у Digma. Компания Apple, несмотря на параллельный импорт, сдала позиции и потеряла чуть больше 20% от показателей 2022 г. Dexp просел более чем в 2,5 раза (c 262 тыс. до 100 тыс. ед.), что связано с отсутствием поставок во второй половине 2023 г.
На их место пришли новые игроки: показатели Honor практически с нуля завезенных планшетов в 2022 г. поднялись выше значений Apple в 2023-м. Также китайская Teclast ввезла в 3 раза больше товара, чем годом ранее.
Здесь стоит также вспомнить про Samsung и Lenovo, некогда занимавших первое и второе место в объемах поставок. В 2023 г. они ввезли 35 тыс. и 20 тыс. планшетов соответственно. Такие значения на 80% ниже относительно прошлого года.
В последний раз Samsung был лидером по импорту планшетов в РФ в 2022 г. (393 тыс.). В 2023 г. бренд потерял все и упал в глубину списка по импорту с 35 тыс. единиц ввезенного товар (3% доли рынка).
Доля рынка Samsung по годам:
- 2021 — 27% (794 тыс. ед.);
- 2022 — 22% (393 тыс. ед.);
- 2023 — 3% (35 тыс. ед.).
В 2021 г. бренд Lenovo из Китая был на втором месте по объемам ввоза планшетов в Россию (457 тыс. устройств). Однако в 2022 г. объемы упали до 135 тыс. устройств (на 70%). В 2023-м падение продолжилось и к концу года количество импортированных устройств составило всего 20 тыс. (падение на 85%).
В 2023 г. на российском рынке начали появляться новые бренды из Китая. Некоторые из них вышли на рынок еще годом ранее, а некоторые появились впервые.
Например, компания Xiaomi, которая давно закрепилась на высоких позициях по сбыту техники в других категориях, в 2022 г. завезла первый крупный объем планшетов (>80 тыс. единиц). Взорвать российский рынок бренду пока не удалось, но и крупных потерь не случилось. Спустя год Xiaomi уменьшила объемы ввозимой в РФ продукции на 19%, импортировав более 65 тыс. единиц.
Компания Realme, в свою очередь, начала импорт планшетов в 2022-м и сразу же с 64 тысяч. Большого успеха достичь не получилось и в 2023-м китайцы привезли уже в два раза меньше.
Также стоит отметить компании Blackview, Innoi, Chewi, HTC и TCL, которые впервые привезли свои планшеты в Россию в 2021-2022 гг. и в 2023-м импортировали не менее 10 тыс. планшетов.