Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) подвели итоги первого полугодия 2024 г. для российского рынка e-commerce*. Эксперты отмечают, что с начала года в России растёт количество собственных интернет-магазинов брендов, особенно небольших: за полгода их стало на 38% больше, а обороты выросли на 73%. Среди сегментов одним из лидеров остаётся туризм, значительный рост наблюдается в категории товаров для ремонта, спорта и активного отдыха.
Доля банковских карт среди других способов оплаты продолжает снижаться, при этом растёт популярность альтернативных методов, таких как SberPay, а также кредитных инструментов.
Обороты интернет-площадок растут
С января по июнь 2024 г. общий оборот подключенных к ЮKassa интернет-площадок вырос на 7% по сравнению с июлем-декабрём 2023-го. Оплат стало на 8% больше, а число плательщиков снизилось на 11% год к году. Средний чек не изменился и составил ₽1 287.
Общее число активных площадок в ЮKassa выросло на 25%. Юрлиц стало на 30% больше, индивидуальных предпринимателей — на 25% больше, а самозанятых — на 19% больше, чем во втором полугодии 2023 г.
Заметнее всего увеличилось количество небольших площадок (с оборотом до ₽1 млн в месяц) — на 38% по сравнению с предыдущими шестью месяцами. Оборот платежей вырос на 73%, количество оплат — на 59%, число покупателей — на 41%. Средний чек составил ₽2 031 (+9%).
Количество средних площадок (с оборотом от ₽1 до ₽15 млн в месяц) увеличилось на 21%. Оборот стал на 33% больше, количество оплат выросло на 21%, а число покупателей — на 5%. Средний чек составил ₽2 120 (+10%).
Число крупных площадок (с оборотом от ₽15 млн в месяц) в первом полугодии выросло на 19%. Их оборот увеличился на 17%, количество оплат — на 19%, а число покупателей — на 10%. Средний чек составил ₽734 (-2%).
«Маркетплейсы остаются лидерами рынка, но растут медленнее, несмотря на широкую аудиторию и развитую инфраструктуру. Покупатель всё больше предпочитает индивидуальный подход, и растущие бренды стремятся вкладываться в собственные площадки», — прокомментировали в ЮMoney.
Туризм и ремонт остаются лидерами спроса
Одним из лидеров рынка e-commerce остаётся туризм. За отчётный период оборот турагентств вырос на 53%, количество оплат — на 17%, число покупателей снизилось на 5%, а средний чек составил ₽4 772 (+31%). Оборот гостиниц вырос на 87%, оплат стало на 52% больше, покупателей — на 58% больше, а средний чек достиг ₽13 063 (+23%). Оборот платежей за билеты на туристические достопримечательности и выставки вырос вдвое, оплат и покупателей стало в 2,5 раза больше. При этом средний чек снизился на 17%, до ₽5 100.
Увеличился также спрос на товары для спорта и активного отдыха. Оборот платежей в сегменте спортивной одежды вырос на 37%, число оплат — на 38%, число покупателей — на 18%, а средний чек не изменился и составил 11 208 рублей. На 37% увеличился оборот магазинов спортивного питания, оплат стало на 33% больше, плательщиков — на 24% больше. Средний чек составил ₽7 085 (+3%). Оборот в категории товаров для охоты и рыбалки вырос на 66%, количество оплат — на 53%, покупателей — на 37%, а средний чек — на 9%, до ₽11 516.
Ещё один популярный сегмент — товары для ремонта. За полгода оборот таких магазинов вырос в 4,5 раза, количество оплат увеличилось более чем втрое, как и число покупателей, а средний чек составил 17 146 рублей (+35%). В категории стройматериалов оборот вырос вдвое, оплат стало на 69% больше, плательщиков — на 43% больше. Средний чек увеличился на 21%, до ₽18 740. В сегменте садовых принадлежностей оборот вырос в четыре раза, количество оплат — в три раза, число покупателей — в два раза. Средний чек составил ₽5 109 (+52%).
Растут также предприятия быстрого питания — за полгода их обороты стали в 4,5 раза больше, как и количество платежей. Число покупателей увеличилось на 79%, а средний чек снизился на 5%, до ₽1 237. Обороты кафе и ресторанов выросли на 48%, количество оплат — на 52%, число покупателей — на 48%. Средний чек снизился на 3%, до ₽2 561.
В категории образования оборот платежей вырос на 9%, количество оплат — на 30%, число покупателей — на 11%. Средний чек снизился на 16%, до ₽1 741. При этом оборот платежей за бизнес-курсы вырос на 55%, оплат стало вдвое больше, а покупателей — на 69% больше. Средний чек снизился на 27% и составил ₽10 357. По мнению аналитиков, такая динамика средних чеков говорит о том, что россияне стали выбирать больше курсов по более низким ценам.
Линейка способов оплаты расширяется
Интерес к альтернативным методам оплаты продолжает расти, а популярность банковских карт — снижаться, хотя они всё ещё сохраняют лидерство. За полгода оборот платежей картами в ЮKassa стал на 18% меньше, а доля в обороте снизилась на 18 п. п., до 56%. Количество транзакций по картам сократилось на 14%, а их доля — на 15 п. п., до 59%.
При этом доля метода SberPay в обороте увеличилась на 2 п. п., до 12%, а сам оборот вырос на 9%. Количество транзакций повысилось на 6%, а их доля осталась на уровне прошлого полугодия и составила 11,5%.
Также растёт сегмент кредитных инструментов, таких как «Покупай со Сбером». За полгода оборот и количество таких платежей в ЮKassa выросли почти в пять раз. Эксперты считают, что, подключив способ оплаты в кредит, онлайн-магазины могут привлечь больше потенциальных покупателей и обеспечить им подходящий клиентский путь.
Интернет-магазины продолжат рост
Онлайн-шопинг стал частью рутины пользователей: они привыкли к быстрому и удобному процессу и ждут от продавцов хорошего сервиса, а также персонализированного подхода, особенно в дорогих сегментах. По данным исследовательского холдинга РОМИР, интерес онлайн-покупателей к сайтам интернет-магазинов растёт по мере возрастания стоимости товаров.
* Аналитики сервиса изучили платежи пользователей в интернет-магазинах разных сегментов (малого, среднего и крупного) за январь-июнь 2024 года и июль-декабрь 2023 года. Проанализированы данные более чем 214 тысяч интернет-магазинов, подключенных к сервису ЮKassa.
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney