Смартфоны стали неотъемлемой частью жизни, но, как показывает практика, поломки случаются с ними довольно часто.

Согласно исследованию, проведенному компанией realme в январе 2025 г. на платформе Яндекс Взгляд, за последние три года 60% российских пользователей сталкивались с неисправностями своих мобильных устройств. В исследовании приняли участие 2 тысячи человек. Результаты показывают, что частота и характер поломок могут зависеть от множества факторов, включая возраст и пол владельца, регион проживания и привычки использования гаджета.

Основные причины обращения в сервисные центры

Наиболее частая поломка — повреждение дисплея или стекла, с ним столкнулись 40,7% пользователей. Быстрая разрядка аккумулятора заняла второе место (25,9%), а проблемы с загрузкой устройства — третье (16,9%).

69% пользователей признают, что их устройства падали, а 43,9% сталкивались с проблемами из-за попадания воды в устройство.

Интересно, что при этом лишь 8% респондентов вообще не используют защитные аксессуары. Вероятно, защитные аксессуары не всегда справляются со своими функциями, и их использование не гарантирует безопасность смартфона.

Как география и возраст влияют на поломки?

Частота поломок варьируется в зависимости от региона. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах повреждения чаще связаны с падениями (более 72% случаев), тогда как на юге и в Сибири до 50% поломок вызвано попаданием влаги.

У жителей Северного Кавказа в два раза чаще, чем у других респондентов из регионов, неисправен динамик. При этом у них гораздо реже телефон не загружается/не включается или самовольно перезагружается. Предположительно, это связано с тем, что сценарий использования телефона жителями региона предполагает частое прослушивание музыки, просмотр видео или общение.

Жители ЮФО почти в два раза чаще других сталкиваются с проблемами несчитывания сим-карты, а также с самопроизвольной перезагрузкой смартфона. Возможно, жители юга России чаще других переставляют сим-карты в смартфонах, что, в конце концов, приводит к их повреждениям.

Возраст также играет важную роль. Молодые пользователи (до 25 лет) чаще сталкиваются с механическими повреждениями, тогда как в группе старше 40 лет доминируют проблемы с аккумуляторами и с отказом устройства без видимых внешних причин. Скорее всего, старшая группа более аккуратна к своим устройствам, и они выходят из строя гораздо позже по причинам, связанным не с механическими повреждениями, а с ресурсом комплектующих.

Кто бережнее — мужчины или женщины?

Женщины значительно чаще используют защитные аксессуары для своих смартфонов. Среди них 80,6% используют защитный чехол, 68,3% — защитное стекло, и лишь 4% не используют никаких защитных аксессуаров. У мужчин эти показатели ниже: только 66,2% пользуются чехлом, 51,9% — стеклом, а 13,7% вовсе не используют защитные аксессуары. Можно предположить, что женщины гораздо бережнее относятся к своим устройствам или больше верят в эффективность защитных аксессуаров.

Женщины больше страдают от внутренних неполадок смартфонов. Так, быстро заканчивается зарядка у 27,6% женщин против 23,6% мужчин, на медленную работу телефона жалуются 20,9% опрощенных женщин против 14,1% опрошенных мужчин, а жалобы на выключение смартфона исходят от 17,2% женщин и 16,5% мужчин. Предположительно, это связано с тем, что женщины склонны чуть более интенсивно использовать смартфон в повседневной жизни, чаще искать что-то в интернете, общаться и работать.

У мужчин же чаще наблюдаются внешние механические повреждения. Так, повреждение стекла встречается у 41,3% опрощенных мужчин и у 40,2% женщин, попадание влаги в телефон — у 13,6% мужчин против 11,2% женщин, а механическое повреждение корпуса происходит вдвое чаще: с ним сталкивались 8,4% мужчин и лишь 4,6% женщин. Можно сказать, что мужчины менее аккуратно относятся к своим девайсам, в том числе, они реже используют защиту для телефона — доля респондентов-мужчин, игнорирующих какие-либо защиты (13,7%) в три раза выше, чем среди респондентов-женщин (4,0%).