МТС
Согласно данным аналитической группы компании МТС, в 2014 г. рынок мобильных телефонов в России в увеличился до рекордных значений — 273,3 млрд руб. (+ 18,7% за год) и 44,3 млн устройств (+6,2%). Год назад динамика продаж в штуках впервые стала отрицательной (минус 1,2% по итогам 2013 г.), а в рублях рост рынка сократился с 15,6 до 12,2%.
Динамика рынка мобильных гаджетов в 2014 г. оказалась существенно выше прогнозов (ожидался рост на 10% в денежном выражении) — коррективы внесли результаты второго полугодия и в особенности четвертого квартала. Если в первой половине года потребительская активность не росла, то во втором полугодии наблюдался бум продаж мобильных устройств. В третьем квартале рынок увеличился на 28,7% в рублях (в сравнении со вторым кварталом), а в четвертом квартале — на 42,1% (в сравнении с третьим кварталом). В штуках рынок мобильных телефонов по итогам октября-декабря вырос на 8,1% (в квартальном выражении).
Основной рост рынка обеспечили смартфоны, продажи которых по итогам года принесли 245 млрд руб. (+30% за год) и оказались на отметке 27,56 млн устройств (+ 39,9% за год ). Годовые темпы роста рынка остались в пределах двухзначных значений, уменьшившись в штуках на 14.3 п. п. (в 2013 г. был на отметке 54,2%) и на 6,9 п.п. в рублях, благодаря активным продажам дорогих смартфонов в октябре-декабре. Основной рост пришелся на дорогие гаджеты, прежде всего на смартфоны таких A-брендов, как Apple, Samsung и Sony.
В четвертом квартале россияне усиленно обновляли устройства, ожидая роста цен — по итогам четвертого квартала в России было продано 8,96 млн смартфонов - столько же, сколько за первую половину 2013 г. В октябре-декабре спрос сместился в верхние ценовые сегменты, что привело к увеличению среднего чека за квартал сразу на четверть (с 8 010 по итогам июля-сентября до 10 000 руб.).
Изменения в тройке лидеров рынка
В 2014 г. компания Apple впервые обогнала Nokia по объему продаж смартфонов в штуках в России, заняв вторую строчку в ТОП-3 брендов смартфонов. Apple в 2014 г. продала в России 2,9 млн устройств, в то время как Nokia — на 350 тысяч меньше. В рублевом выражении в тройке лидеров российского рынка также произошли изменения — из него выбыла Nokia (выручка в 2014 г. – 15,9 млрд. руб.), уступив место Sony (24,5 млрд. руб.). Лидером рынка смартфонов в деньгах в 2014 г. впервые стала Apple (72,8 млрд руб.), Samsung в 2014 г. сместилась на второе место по объему выручки (55,9 млрд руб.), но сохранила лидерство по продажам смартфонов в штуках (5,7 млн устройств).
Фаблеты вытесняют планшеты
Спрос на фаблеты демонстрировал уверенный рост. В 2014 г. каждый десятый продаваемый смартфон относился к категории фаблетов. Продажи фаблетов за год в натуральном выражении выросли в 3,6 раза, а в денежном выражении – в 2,6 раза. При этом выручка от продажи фаблетов в общем объеме проданных смартфонов к концу 2014 г. приблизилась к 30%.
Усиление позиций
B-брендов Если в прошлом году на долю B-брендов в продажах телефонов в штучном выражении приходилось около 30%, то в 2014 г. они занимали уже 45% всех реализуемых телефонов. В денежном выражении лидерство по-прежнему остается за A-брендами. На их долю приходится порядка 75%, что является вполне логичным, так как B-бренды представлены преимущественно в дешевом и среднем ценовых сегментах. Самыми популярным операторскими устройствами в России в 2014 г. оказались смартфоны МТС.