МТС
Аналитическая служба компании МТС подготовила отчет о собственной рознице, главным образом о продаже смартфонов и проанализировала на ее основе общие закономерности развития розницы мобильных гаджетов.
В 4-м квартале 2015 г. продажи смартфонов в собственной рознице МТС выросли в 1,5 раза за год в штуках на фоне падения рынка на 14%. Позитивный результат операторского ритейла стал следствием увеличения числа магазинов и радикального снижения цен на интернет-гаджеты.
Низкие цены на смартфоны, планшеты и аксессуары, расширение розничной сети и развитие онлайн-ритейла позволили МТС на 54% по итогам 4-ого квартала 2015 г. увеличить продажи смартфонов, в то время как на рынке продажи упали на 14%. Покупатели приходили, чтобы купить смартфон по лучшей цене именно в МТС, поскольку устройства здесь стоили на треть дешевле, чем у других ритейлеров — в среднем 7,4 тыс. руб. в МТС и 11,4 тыс. руб. – в других магазинах.
На фоне роста продаж смартфонов в октябре-декабре в рознице МТС снизились до минимального за два года уровня продажи модемов и роутеров — основным устройством для выхода в Интернет теперь являются смартфоны, которые пользователи все чаще используют в том числе как точку доступа, раздавая с них интернет на несколько устройств и отказываясь от использования модема. В 2015 году смартфоны генерировали уже 39% всего интернет-трафика в сети МТС, в то время как доля модемного трафика снизилась до 37% с 45% в 2014 году.
Россияне платят не за бренд, а за возможности
В 2015 г. покупатели выбирали смартфоны по потребительским характеристикам и цене, все меньше внимания уделяя бренду: впервые в истории больше половины продаж смартфонов в натуральном выражении пришлось на устройства B-брендов — их доля в продажах в четвертом квартале достигла максимальных значений в истории (59%), а в среднем по 2015 г. составила 55% (рост на 10 п.п. за год). Максимальную выгоду из новой рыночной ситуации извлекли китайские B-бренды: Alcatel, ZTE, Lenovo, Asus (Тайвань) и др., которые увеличили долю на российском рынке смартфонов в натуральном выражении в четвертом квартале до 36%. В целом в 2015 г. 29% проданных в России смартфонов были выпущены китайскими брендами, это на 17 п. п. больше, чем год назад.
Единственным A-брендом, для которого 2015 г. закончился позитивно, стал Samsung: он не только остался самым популярным брендом смартфонов в России (каждый пятый проданный в России смартфон под брендом Samsung), но и увеличил долю на рынке в деньгах до 23% по итогам четвертого квартала 2015 г. с 22% годом ранее.
В рознице МТС в пятерку самых популярных брендов смартфонов в октябре-декабре 2015 г. вошли Samsung, Alcatel, МТС, Ark и Sony, на которые пришлось 93% всех проданных гаджетов. Самыми продаваемыми операторскими смартфонами и в четвертом квартале, и в целом по году стали устройства МТС (1,7% рынка смартфонов в натуральном выражении по итогам 2015 г.). К концу года оформилась новая ниша для операторских гаджетов: теперь под брендами сотовых операторов продается ограниченная линейка устройств для массового рынка (недорогой LTE-смартфон, 3G-смартфон по «первой цене», фаблет и т. п.).
Триумф LTE-гаджетов
Развитие LTE-сетей, которые к концу 2015 г. работали уже в 83 регионах России, привело к росту спроса на 4G-устройства, которые в прошлом году впервые стали по-настоящему массовым товаром: с учетом продаж в четвертом квартале, в 2015 г. в России было продано больше LTE-смартфонов, чем за все предыдущие годы вместе взятые (6,7 млн против 6,1 млн). В четвертом квартале уже каждый третий смартфон, который купили россияне, поддерживал доступ к LTE-сетям (доля в продажах 37%, рост за год на 16 п. п). Повышенный спрос на LTE-гаджеты наблюдался в городах-миллионниках: Волгограде, Казани и Нижнем Новгороде и др.
Технология LTE стала главным фактором роста российского рынка смартфонов в деньгах — в 4-м квартале 2015 г. на LTE-гаджеты пришлось уже две трети выручки от реализации смартфонов в России (68% или около 60 млрд руб.). Высокий спрос на LTE-устройства позволил закончить 2015 г. с 6%-ным ростом рынка смартфонов до 260 млрд руб.
Средний чек на LTE-смартфоны в рознице МТС в 2015 г. составил 13,5 тыс. руб. — на 39% ниже, чем в среднем по рынку (22 тыс. руб.).
Большой экран — окно в мир контента
Фаблеты в России в четвертом квартале установили новый рекорд в продажах в России (2,7 млн устройств) и по итогам 2015 г. впервые обошли по объему продаж планшеты: смартфонов с диагональю больше 5 дюймов за год было продано в 1,3 раза больше, чем планшетов (7,6 млн фаблетов против 5,8 млн планшетов). По объему выручки российский рынок фаблетов в 2015 г. вдвое превысил рынок планшетов: 102 млрд руб. — фаблеты, 51 млрд руб. — планшеты. Выручка от продаж фаблетов в четвертом квартале – 38 млрд руб., планшетов – 15 млрд руб.
Причина популярности смартфонов с большим экраном — в росте спроса на мультимедийный контент и развитии LTE-сетей, благодаря которым пользователи получили возможность смотреть онлайн-видео в хорошем качестве на большом экране где угодно и когда угодно. Кроме того, для абонента фаблет является основным устройством для выхода в сеть, в то время как планшет — дополнительным.