Яндекс

На фоне кризиса и снижения покупательской способности россияне стали чаще делать покупки в интернет-магазинах, свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией «Яндекс». С марта 2015-го по март 2016 г. число посещений интернет-магазинов в России выросло на 7%, сообщил директор по развитию бизнеса «Яндекс.Маркет» Александр Феоктистов.

На данный момент уровень проникновения онлайн-торговли в стране составляет, по разным оценкам, от 3 до 4% (от общего числа покупок ), и рост популярности онлайн-торговли связан с тем, что люди в кризис начали экономить на покупках и тщательней выбирать нужные вещи. Средний чек онлайн-покупки составляет около 5,5-5,8 тыс. руб.

Согласно исследованию, рост онлайн-торговли наблюдается за счет малых городов, поскольку российские города-миллионники, жители которых пользуются интернет- магазинами давно, положительной динамики уже не дают.

По данным компании, в Москве покупают товары онлайн 93% интернет-пользователей, в Санкт-Петербруге — 88%. Среди федеральных округов лидерами являются Дальневосточный — 87% и Северо-Западный (без учета Санкт-Петербурга) — 86%. Меньше всего интернет-пользователей, осуществляющих покупки онлайн, в Сибири — 81% и Поволжье — 80%.

На фоне кризиса изменились наиболее популярные товарные категории. Если раньше в интернете традиционно лидировала категория «Электроника», то в 2015 г. ее обошла категория «Дом и дача». В России к ней относятся 22,2% покупок. К электронике относятся 19,6%. В числе наиболее популярных категорий: «Компьютерная техника» (12,2%), «Бытовая техника» (10,9%), «Авто» (9,1%), «Детские товары» (6,4%) и «Спорт и отдых» (4,9%).

Во многом такая картина обусловлена снижением доходов населения. Например, автовладельцы стали реже менять автомобили и больше вкладывать в имеющиеся, следовательно, обратились к интернет-магазинам в поисках запчастей. А люди, потерявшие возможность ездить за рубеж, вспомнили о местных рекреационных зонах и собственных дачах, чаще покупая товары для отдыха.

Вопреки ожиданиям аналитиков, исследование показало, что объем продаж в зарубежных интернет-магазинах из-за девальвации рубля в 2015 г. не уменьшился, хотя темпы роста он утратил.

Темпы роста сохранили за собой только китайские торговые площадки, где россияне стремятся покупать недорогие вещи, вроде несложной электроники. Представитель «Яндекса» отметил, что они выполняют для рынка очень важную функцию — привлекают пользователей, которые раньше боялись покупать в интернете. Увидев, что эта система работает, новый покупатель обращается и к другим интернет-магазинам.

Перспективы рынка

По словам Феоктистова, в России насчитывается около 20 тыс. интернет-магазинов. В ближайшие годы, прогнозируют специалисты «Яндекса», тенденции, наметившиеся в 2015 г., будут укрепляться.

При этом общая доля онлайн-торговли будет расти, но вряд ли превысит 15% от общего числа покупок. Сейчас даже в странах Европы и США, где онлайн-торговля развита гораздо лучше, эта цифра составляет порядка 12-13%.