ИАА TelecomDaily
По данным исследовательского агентства ИАА TelecomDaily, на сентябрь 2016 г. показатель ARPU (средний доход с одного абонента) платного ТВ в России составил 155 руб. в месяц, или около 2,49 долл. В рамках исследования* агентства было проведено сравнение этого параметра с показателями на других мировых видеорынках (см. таблицу).
Объем рынка платного ТВ и ARPU в разных странах мира***
*Показатель рассчитан TelecomDaily на основании данных о тарифах крупнейших операторов платного ТВ в данной стране.
**Данные за 2015 г., если не указано другое, F — прогноз.
*** Все показатели в таблице переведены из национальных валют в доллары по курсу на 10.10.2016 г. Использованы данные аналитических компаний, местных телеком-регуляторов и собственные оценки TelecomDaily.
Российский ARPU услуг платного ТВ ниже не только, чем на развитых рынках ТВ, но и уступает показателям быстроразвивающихся рынков подобных услуг, к которым сам и относится. Например, в Индии ARPU платного ТВ составляет 3,3 долл., что больше российского, хотя он и считается одним из самых низких показателей в мире. По сравнению с США российский показатель ARPU на рынке платного ТВ меньше в 41 раз.
В Китае показатель достигает 5,2 долл. На примере Китая видно, что не всегда корреляция между показателем ARPU и объемом рынка платного ТВ прямая: по объему рынка по итогам 2015 г. Китай занимает второе место в таблице после США с 16,4 млрд долл., а по показателю ARPU — третье место с конца.
Средний показатель ARPU для топ-20 выбранных стран составил 29,6 долл. Максимальных значений он достигает в США — 103, 7 долл./мес., Австралии и Канаде — 67 и 66 долл./мес. соответственно. А вот в Великобритании он почти вдвое ниже и составляет 39 долл./мес., хотя страна является крупнейшим рынком платного ТВ в Европе. Дело в том, что здесь оказывает влияние местный аспект: многие британские домохозяйства платят лицензионные отчисления за ТВ своему национальному вещателю — BBC. Подобная ситуация имеет место и в Японии, только платежи уходят в пользу компании NHK (они составляют около 113 долл. в год). Поэтому, например, в Великобритании, по данным Ofcom, из всех 13,6 млрд фунтов, заработанных ТВ-индустрией в 2015 г., 19% получила BBC в виде таких регулярных платежей.
Низкий показатель ARPU платного ТВ российского рынка связан с рядом причин, главная из которых состоит в том, что операторы платного ТВ транслируют более 20 обязательных каналов бесплатно для своих абонентов. Кроме того, во всем мире заметную долю выручки операторов платного ТВ составляют спортивные трансляции, тогда как в России ключевые состязания и матчи доступны бесплатно на эфирных цифровых каналах, поясняют в ИАА.
Тем не менее, предпосылки для роста ARPU платного ТВ в России есть: это рост проникновения цифрового ТВ и Smart TV, легализация рынка платного видеоконтента. В данный момент все операторы сосредоточены на увеличении показателя ARPU за счет дополнительных услуг и новых пакетов, так что постепенно он будет увеличиваться.
* Для сравнения были выбраны рынки платного ТВ стран, входящих в топ-20 по объему ВПП на основании паритета покупательской способности, по данным МВФ на 2016 г.