PayPal
Компания PayPal представила результаты четвертого ежегодного исследования*, проведенного совместно с агентством Data Insight. Впервые выполненное в 2014 г., исследование представляет актуальную картину российского рынка онлайн-коммерции и онлайн-платежей, включая портрет пользователя данных услуг и отражает эволюцию платежного поведения россиян в Сети. Полученные результаты показывают – несмотря на то что аудитория Интернета уже практически не увеличивается, рост количества пользователей онлайн-торговли продолжается, а драйвером зачастую являются онлайн-платежи, которые пользователи, как правило, осваивают раньше, чем совершают первую покупку. При этом для все большей части пользователей Интернет становится не только инструментом для покупок и платежей, но и способом продажи своих услуг и товаров.
Аудитория e-commerce растет за счет онлайн-платежей и малых городов
Несмотря на то что общий рост интернет-аудитории замедляется, аудитория e-commerce продолжает расти. Например, 12% опрошенных интернет-пользователей ответили, что они только в последние 12 месяцев начали совершать покупки в онлайн-магазинах. Важным драйвером вовлечения в потребительские онлайн-активности являются онлайн-платежи. Так, 19% респондентов указали, что сначала начали пользоваться онлайн-платежами (для покупки билетов, пополнения счета телефона, оплаты ЖКХ и т. п.), а затем совершили и свою первую покупку в интернет-магазине (обратная последовательность – сначала первая онлайн-покупка, а потом первый платеж – был только у 5% опрошенных). При этом аудитория платежных и покупательских онлайн-сервисов продолжает прирастать в первую очередь за счет малых городов, поселков и сел – четверть новых пользователей онлайн-платежей живет в небольших населенных пунктах (менее 30 тыс. жителей), и у половины (51%) доход составляет менее 50 тыс. руб. в месяц на семью.
Среди действий, которые респонденты планируют начать совершать в ближайшие 12 месяцев (но пока не совершают), чаще всего называли поиск в онлайне информации о местах продажи нужного товара (17% всех опрошенных), покупку и продажу товаров через сервисы объявлений (по 16%) и заказ товаров в российских интернет-магазинах (тоже 16%).
Безналичные платежи вытесняют наличные
Безналичные платежи освоили уже почти 100% интернет-пользователей: у 99% есть платежные карты, и для платежей в офлайне их используют 98%. Для сравнения, пять лет назад (2012 г.) платежные карты были у 70% респондентов, расплачивались ими в офлайне 51%. Сейчас уже 60% использует для платежей не одну, а сразу несколько карт разных типов.
Доля наличных денег в бюджете интернет-пользователей медленно, но устойчиво сокращается. В среднем, из 10 000 руб. на текущие расходы 6 360 руб. хранятся в безналичном виде. В 2015 г. эта доля составляла 6 180 руб., а в 2016 г. – 6 250 руб.
Кроме того, большая часть типовых платежей, совершаемых интернет-пользователями, уже проводится безналичными способами. Наличные в качестве способа оплаты последнего по времени платежа использовали при погашении кредита только 23% опрошенных, при оплате ЖКХ – 32%, при пополнении счета мобильного телефона – 29%, при покупке билета на поезд или самолет – 15%, при покупке товаров в интернет-магазине – 22%.
Молодежь совершает покупки со смартфонов чаще, чем с десктопов
Россияне все чаще добавляют к покупкам с десктопов покупки с мобильных устройств – по данным опроса, сейчас почти каждый пятый (18%) заказ в интернет-магазине делается со смартфона. Для владельцев смартфонов моложе 25 лет именно этот гаджет является самым популярным устройством для онлайн-покупок. Аудитория мобильных покупок быстро растет: хотя бы раз за год со смартфона покупали 36% опрошенных.
Каждый второй пользователь интернета имеет хотя бы разовый опыт продажи товаров и услуг через интернет
Для все большей части российских пользователей Сети – это не только покупки и платежи, но и продажи своих услуг и товаров. За прошедший год 56% получали денежные переводы через Интернет, в том числе 18% – за проданные товары или оказанные услуги. 35% интернет-пользователей имеют опыт продажи товаров через интернет (в т. ч. б/у, handmade и перепродажа).
В совокупности каждый второй опрошенный (50%) использует, использовал или пробовал использовать Интернет для продажи товаров и услуг. Чаще всего к онлайн-продажам прибегают люди с доходом более 100 тыс. руб. на семью (в этой группе опыт продаж имеют 71%), люди моложе 35 лет (66%) и наиболее образованные – люди с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью (62%). И хотя для большинства онлайн-продажи – не основной бизнес, а дополнительный источник доходов или даже хобби, уже 18% продавцов ответили, что продажа товаров и услуг через интернет – это регулярный источник дохода.
В первую очередь в онлайне продают товары б/у (такой опыт имеют 80% респондентов, продававших какие-либо товары), также многие продают новые вещи, которые им не подошли (24%), и товары собственного изготовления (11%). Самые популярные услуги, которые предлагают в онлайне частные лица, это переводы и написание текстов (26%), услуги по строительству, архитектуре и дизайну помещений (19%), репетиторство (19%), реклама и продвижение сайтов (15%), услуги фотографии (12%), создание сайтов и мобильных приложений (11%) и консалтинг (11%).
Новое исследование показывают, что аудитория онлайн-платежей и онлайн-покупок продолжает быстро увеличиваться, отмечает в компании Data Insight. Этот рост идет не за счет притока новых пользователей Интернета, а за счет того, что люди, подключившиеся к Сети 5-7 лет назад, накопили достаточно опыта и смелости, чтобы попробовать и освоить новые для себя интернет-практики – например, онлайн-платежи. Именно этот фактор накопления сетевого опыта является гарантией того, что рост аудитории онлайн-коммерции будет активно продолжаться в ближайшие несколько лет.
* Об исследовании. Данные для исследования были собраны в рамках комбинированного онлайн-опроса, проведённого компанией Data Insight в феврале 2017 г. по заказу PayPal. В опросе приняло участие более 4000 человек, из которых свыше 3000 были опрошены через access-панель компании Kantar TNS и еще более 1000 были опрошены методом "поточной выборки" (river sampling) с помощью компании Online Interviewer. Обе выборки репрезентируют пользователей интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих во всех типах населенных пунктов по всей России, выборки квотные по полу, возрасту и макрорегиону.