J’son & Partners Consulting
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты обновленного исследования «Основные тенденции и перспективы развития рынка Smart City».
Под Smart City («умными» городами) понимают концепцию интеграции различных информационных технологических решений в сфере Интернета вещей (IoT) для управления городской инфраструктурой.
Принято выделять ряд ключевых компонентов «умных» городов: «умное» управление, «умная» энергетика, «умные» здания, «умная» мобильность, «умная» инфраструктура, «умные» технологии, «умное» здравоохранение, «умный» гражданин. Эти компоненты находятся на различной стадии коммерциализации в мире. Однако для городов, в наибольшей степени продвинувшихся во внедрении решений Smart City характерна практическая реализация их значительной части.
Мировой рынок решений Smart City находится на стадии активного роста. Первые решения в указанной сфере начали внедряться в начала 2010-х гг., и к настоящему времени реализованы тысячи проектов, относящихся к концепции «умных» городов. При этом следует отметить, что различные технологии, составляющие основу концепции Smart City, находятся на разных этапах жизненного цикла. Существенно различаются и темпы внедрения решений Smart City в различных регионах мира.
Основные драйверы и барьеры развития рынка решений Smart City
В числе ключевых факторов, способствующих росту рынка — высокие темпы роста урбанизации ряда стран мира; внедрение новых стандартов мобильной связи; высокие темпы развития мирового рынка интернета вещей; снижение стоимости внедрения решений Smart City; государственная поддержка развития экосистемы Smart City в ряде регионов мира, рост востребованности решений на уровне администраций городов и другие факторы.
При этом значительное число решений в сфере Smart City все еще находятся на этапе тестирования и вывода на рынок и не готовы к масштабированию. Главные причины, которые тормозят развитие: сохраняющаяся высокая стоимость решений Smart City для масштабного внедрения в странах, не относящихся к наиболее развитым; недостаточная развитость экосистемы поддержки внедрения решений Smart City в развивающихся регионах мира; отсутствие стратегического видения перспектив Smart City и муниципалитетов значительной части средних и малых городов; нехватка квалифицированного персонала и ряд других факторов.
Объем и структура мирового рынка Smart City
В последние годы мировой рынок решений Smart City демонстрировал высокие темпы роста, общий объем глобального рынка Smart City к 2025 г может превысить 2,5 трлн долл. (по оценке Grand View Research, 2018).
В настоящее время доминируют рынки Smart City Северной Америки и стран Евросоюза. Вместе с тем в среднесрочной перспективе наиболее динамично развивающимся региональным рынком решений умного города может стать Азиатский рынок.
Ключевыми сегментами мирового рынка стали «умные» сервисы и «умное» госуправление. По оценке компании Frost & Sullivan, наиболее быстрорастущим сегментами рынка является «умная» энергетика и «умный» транспорт.
В среднесрочной перспективе следует ожидать существенного переформатирования глобального рынка Smart City, так как темпы роста продаж в различных сегментах существенно отличаются.
Ключевые игроки мирового рынка Smart City
Рынок решений Smart City является одним из наиболее быстрорастущих и перспективных и характеризуется высокой динамичностью конкурентного окружения. В отрасли работают тысячи корпораций, средних и малых компаний, а также стартапов в рыночных нишах.
На рынке «умных» решений можно выделить ряд категорий игроков:
• Интеграторы. Реализуют проекты, объединяющие несколько сегментов решений Smart City путем использования специализированных платформ и обеспечивают системную интеграцию Основными компаниями этого типа являются IBM, Accenture;
• Поставщики сетевых услуг. Предоставляют сетевую инфраструктуру, а также осуществляют функции анализа данных и занимаются внедрением бизнес-решений, которые связывают людей, активы, системы и продукты с возможностями M2M. Основным компаниями этого типа являются Cisco, Verizon, Ericsson и AT&T;
• Поставщики продуктов Pure-Play. Производят и поставляют различные типы подключенных устройств (интеллектуальные счетчики и т. д.). К игрокам данного рынка относятся Eaton, Honeywell, ABB, Schneider Electric и Siemens;
• Поставщики специализированных сервисов. Предлагают 24-часовой мониторинг, управление, консалтинг в сфере решений Smart City. К компаниям этого профиля можно отнести IBM, Serco, SAIC, Infosys.
К лидерам глобального рынка технологий «умных» городов на сегодняшний день можно отнести такие корпорации, как Huawei, IBM, Cisco, AT&T, Siemens, Oracle, Microsoft, Schneider Electric, Hitachi, Ericsson.
Перспективные решения Smart City для внедрения в России
Перспективы внедрения в России тех или иных элементов решений Smart City определяются следующими факторами:
• наиболее актуальными проблемами и задачами, стоящими перед муниципалитетами;
• ресурсами городов, доступными для внедрения элементов Smart City;
• уровнем компетентности городских администраций и их заинтересованности во внедрении решений Smart City;
• условиями экономической окупаемости проектов Smart City в российских условиях;
• наличием предложения соответствующего оборудования и ПО на российском рынке.
С учетом комплекса технических, экономических, социальных, политических факторов наиболее перспективными на сегодняшний день с точки зрения потенциала внедрения в городах РФ являются следующие решения Smart City:
• элементы «умного» ЖКХ, включающие в себя интеллектуальные системы управления уличным освещением и «умный» учет энергоресурсов;
• элементы «умной» городской транспортной системы;
• решения в области интеллектуальных технологий управления качеством окружающей среды городов;
• решения в сфере «умного» здравоохранения.