МТС
Аналитики компании МТС представили отчет по продажам смартфонов, аксессуаров и цифровых сервисов в розничных сетях РФ в 2019 г. По их мнению, в прошлом году производители смартфонов не предложили рынку устройств, которые давали бы неоспоримые преимущества или принципиально новый опыт при пользовании актуальными приложениями и цифровыми сервисами. Производительность и технические характеристики моделей двух и даже трехлетней давности позволяют комфортно потреблять цифровой контент и успешно справляются с подавляющим большинством задач. В отсутствие у потенциальных клиентов достаточной мотивации для покупки нового устройства, российский рынок смартфонов практически перестал расти, пользователи продолжили увеличивать срок владения имеющимися гаджетами и расширять их функционал посредством модных и доступных технологичных аксессуаров — смарт-часов и беспроводных гарнитур. Розничные сети, предвидя снижение клиентских потоков, расширяют ассортимент, меняют форматы, открывают кобрендинговые салоны и приоритезируют продажу финансовых продуктов и цифровых сервисов.
В 2019 г. в России было продано 30 млн смартфонов на сумму около 495 млрд руб. За прошлый год рынок в натуральном выражении вырос на 1%, в 2018 г. рост составил 3%. Средняя цена смартфона в 2019 г. увеличилась на 6,1% — до 16 600 руб. с 15 600 руб. годом ранее. Единственный заметный технический тренд, оказавший влияние на увеличение средней стоимости смартфона, — увеличение количества камер. В 2019 г. количество гаджетов с тремя и более объективами, которые относятся к среднему ценовому сегменту, выросло более чем в 12 раз по отношению к 2018 г.
В 2019 г. на розничном рынке продаж смартфонов наиболее ярко выражены три основные тенденции:
- Увеличение срока пользования гаджетом, который вырос в среднем до 30 месяцев с 24 месяцев годом ранее. Новые флагманские модели не предоставляют пользователям принципиально новых возможностей при пользовании наиболее популярными цифровыми сервисами. Смартфоны, выпущенные в 2017 и 2018 гг., прекрасно справляются с видеостримингом, онлайн-играми, социальными сетями, мессенджерами и другими популярными приложениями;
- Апгрейд смартфонов при помощи современных аксессуаров, продажи которых в 2019 г. по сравнению с 2018 г. выросли в натуральном выражении на 5%. Главный аксессуар 2019 г. — беспроводные наушники, продажи которых по сравнению с 2018 г. в натуральном выражении выросли более чем в три раза. Средняя цена беспроводных гарнитур снизилась с 9 700 до 8 100 руб., что объясняется выходом большого количества недорогих моделей. Наиболее популярными моделями беспроводных наушников в 2019 г. стали: Apple Airpods, Apple Airpods 2, Samsung Galaxy Buds и Xiaomi Mi True Wireless Earbuds Basic. Вторым по популярности аксессуаром, который работает в связке со смартфоном, стали умные часы, продажи которых выросли в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 66%. Наиболее популярные бренды умных часов в России в 2019 г.: Samsung, Garmin и Apple.
- Видя снижение трафика покупателей в салонах, розничные сети пытаются привлечь пользователей с помощью новых услуг, нетипичных для традиционного сотового ритейла. Среди них — отправка посылок между городами, получение заказов маркетплейсов, продажа лотерейных билетов и авиабилетов, возможность перевода денег на банковские карты через кассу, продажа услуг по страхованию, установка кофеен и развлекательных секций.
Аналитики розничной сети МТС прогнозируют, что в 2020 г. объемы продаж смартфонов останутся на уровне 2019 г., в то время как тренд на увеличение продаж аксессуаров станет еще заметнее в результате выхода большого числа новых доступных моделей и роста отдельных категорий, в том числе умных колонок с голосовыми ассистентами и датчиков для умного дома.