компания EY и платформа Yandex.Cloud
Компания EY и платформа Yandex.Cloud провели первое исследование* результатов применения облачных сервисов российскими компаниями, их мотивов и барьеров к внедрению.
Основными факторами перехода на облачные платформы в 2020 г. компании-респонденты назвали увеличение нагрузки (57%) и объема обрабатываемых данных (52%). Также опрошенные отмечают рост числа бизнес-экспериментов и пилотных проектов (50%), повышение количества и важности онлайн-сервисов (46%) и общее требование увеличить скорость создания и запуска продуктов (41%).
Эти задачи диктуют свои запросы к ИТ, которые практически невозможно решить с помощью только собственной инфраструктуры и компетенций.
Прежде всего речь идет о потребности в уникальных сервисах облачных провайдеров (50%), повышении надежности ИТ (48%) и снижении расходов (46%). Также с помощью перехода на облако компании решают проблемы поиска DevOps-специалистов (21%).
По мнению респондентов, применение облаков способствуют трансформации самой операционной модели бизнеса, повышению скорости создания новых продуктов и снижению расходов на ИТ. Половина российских компаний, использующих облачные технологии, отмечают, что благодаря облаку повысилась прозрачность и ответственность за ИТ-затраты, а 46% говорят о росте ответственности за данные внутри организации. Также 35% респондентов говорят о демократизации разработок и уходе от «бутылочного горлышка ИТ».
Это дополняют данные об инициаторах применения облаков: более 75% опрошенных отмечают, что заказчиками облачных сервисов в их компании выступают не только ИТ-подразделения. Почти четверть (24%) опрошенных говорят, что ответственность за «облачный» бюджет в их компании уже перенесена на бизнес-подразделения.
Экспертные интервью показали, что представители российского бизнеса оценивают эффект от внедрения облаков значительно шире, чем только прямую экономию на поддержании собственной ИТ-инфраструктуры. Компании, в которых есть опыт использования облаков, прежде всего, отмечают рост скорости запуска продуктов, возможности их масштабирования и повышение доступности новых сервисов для решения практических бизнес-задач.
Возросшая потребность создавать цифровые продукты приводит компании к облаку как к более комплексному технологическому решению. При этом эффектом от внедрения становится трансформация внутренних операционных процессов. Одними из самых важных эффектов применения облачных платформ в российских компаниях становятся повышение ответственности за ИТ-затраты и рост прозрачности использования бюджетов — как минимум 45% респондентов отметили данные изменения как результат использования облачных платформ«.
Несмотря на очевидные преимущества облачных платформ, их используют только 32% российских компаний, принявших участие в исследовании. Главный барьер на пути к облаку — опасения за безопасность данных: о них сказали 46% респондентов, чьи организации уже применяют облачные технологии, и половина компаний, не использующих облако. Еще 35% компаний, не планирующих переход на облако, боятся попасть в зависимость от провайдера облачной платформы.
Однако в Yandex.Cloud уверены, что «...современные облачные платформы сами по себе являются существенно более надежными, чем собственная физическая инфраструктура. С одной стороны, выход из строя диска, сервера или даже целой серверной стойки в штатном режиме незаметны для пользователя, все данные надежно распределены по всему облаку. С другой стороны, все современные облачные платформы предпринимают все необходимые инженерные и организационные меры по предотвращению несанкционированного доступа к данным. Но, несмотря на это, ни одна облачная платформа самостоятельно не в состоянии гарантировать полной безопасности пользовательских данных. Это общая ответственность и самой платформы, и тех, кто ее использует: любой потребитель в состоянии сделать свои данные общедоступными из-за неправильной настройки политик безопасности или же потерять их, не позаботившись о бэкапах. Но, если все сделано правильно, то в облаках можно получить существенно более надежное и безопасное решение, чем на собственной инфраструктуре».
Характерно, что наибольшее различие между облачными адептами и скептиками выявил вопрос об эффекте облака для бизнеса компаний: если для трети (33%) респондентов, не использующих облачные технологии, он неочевиден, то среди тех, кто уже применяет облако, сомневаются в его экономической выгодности лишь 16%.
Экспертные интервью с представителями компаний из госсектора и сферы образования выявили существенный потенциал спроса на сервисы облачных платформ среди организаций в данном сегменте, которым облако способно помочь достигнуть амбициозных результатов и оптимизировать внутренние процессы. В то же время именно эти компании испытывают наибольшие трудности с регуляторными нормами и правилами: риски не соответствовать последним для многих госорганизаций превышают преимущества облаков.
Для большинства российских компаний (67% респондентов) предпочтительным вариантом использования облачных технологий является так называемая гибридная модель, при которой в облако переводится только часть функций. Наиболее важным фактором при выборе облачного провайдера компании назвали интеграцию с собственной инфраструктурой: об этом сообщили 86% респондентов, две трети (67%) из которых планируют создание гибридного облака. Среди других ключевых требований к сервис-провайдеру компании отметили прозрачную и прогнозируемую стоимость, понятную даже для не ИТ-специалистов (85%) и возможность прямого взаимодействия с разработчиками облака для решения задач компании (83%).
Распространен сценарий, когда после тестирования продукта в облаке дальнейшее развитие переводится на развернутую к тому времени собственную инфраструктуру. Переезд в облако и обратно, таким образом, не всегда связан с какими-либо сложностями, а часто является частью жизненного цикла продукта, сервиса или проекта.
* В ходе исследования были проведены глубинные интервью с руководителями 15 крупных компаний из различных отраслей, а полученные данные и гипотезы были проверены и скорректированы по результатам опроса представителей более 700 российских компаний.