Navicon

Аналитики Navicon* спрогнозировали развитие российского рынка BI-систем (бинес-аналитики). По оценке экспертов компании, сегмент отечественных BI-решений по итогам года вырастет на 10-12%. В 2023 г., когда на рынке появится больше успешных кейсов миграци и бизнес перестанет опасаться проблем «сырого» софта, скорость развития рынка увеличится минимум на 30-35%. Для сравнения, по данным аналитиков, общемировой рынок BI в ближайшее время будет стабильно расти на 8-10% в год.

В компании отмечают, что спрос на импортонезависимые российские решения со стороны клиентов Navicon вырос на 50%. Около 40% заказчиков заявили о планах миграции на отечественное ПО в ближайшее время, прежде всего — банки, ритейл и телеком-компании, которые больше других компаний зависят от стабильности работы аналитических систем.

В России интерес к аналитике начал стремительно расти в период пандемии. Крупные компании, уже накопившие к тому моменту значительные объемы данных, с помощью BI-решений искали способы более эффективно управлять ресурсами и финансовыми потоками, наладить логистику. Предпочтение отдавали тройке зарубежных вендоров — Microsoft, Tableau, QlikTech. Крупные заказчики привыкли к определенному уровню сервиса и надежности глобальных брендов. Доля отечественного ПО на российском рынке BI до февраля 2022 г. составляла, по оценкам Navicon, не более 10%.


Ситуация изменилась, когда иностранные вендоры начали приостанавливать свою деятельность в России — ограничили техподдержку и доступ к обновлениям, перестали отгружать новые лицензии. Для пользователей это означало невозможность масштабироваться: расширять число пользователей, развивать функциональность систем.

В Navicon считают, что российские производители смогут предложить достойные альтернативы зарубежным аналитическим решениям. В целом отечественный рынок BI в последние годы развивался по той же траектории, что и общемировой. На некоторых российских платформах уже к началу 2022 г. можно было выстраивать BI-проекты для достаточно крупных заказчиков. Всего разработкой BI-решений в России занимается около 20 производителей.

Впрочем, российские продукты пока не способны полностью заменить зарубежные платформы. У нас есть качественные инструменты визуализации, но не хватает комплексных аналитических систем, которые решают все задачи в области обработки и интерпретации данных и легко интегрируются с остальной ИТ-экосистемой компании.

Кроме того, мало кто из российских производителей занимается разработкой облачных и self-service решений. Дело в том, что в России довольно низкое доверие к таким продуктам со стороны пользователей, и вкладываться в их создание долгие годы было невыгодно. Рынок не был готов. Однако сейчас, в условиях острой нехватки железа и дефицита кадров, это наиболее приоритетные и коммерчески эффективные направления для развития аналитических решений.

Аналитики полагают, что еще около года-полутора компании смогут поддерживать зарубежные ИТ-решения. Это даст необходимую «фору» для отечественных разработчиков, которые сейчас занимаются доработкой своих продуктов или выводят на рынок новые BI-инструменты. Так, к примеру, в Navicon недавно представили собственную систему класса Decision Intelligence «Дельта BI», поддерживающую принятие управленческих решений в режиме онлайн, что крайне важно в условиях экономической нестабильности.

* Navicon входит в топ-10 российских игроков в области BI, CRM, ERP и является ведущим партнером как мировых лидеров квадранта Gartner, так и крупнейших отечественных ИТ-поставщиков. Компания оказывает услуги по комплексной автоматизации предприятий и внедрению бизнес-решений на базе самых современных технологий.