МТС
Согласно проведенному компанией МТС исследования состояния и перспектив развития российского рынка IoT* объем рынка IoT в России составил по итогам 2021 г. 148,5 млрд руб. (оценка рынков проводится с учетом услуг передачи данных, оборудования и ПО). Для сравнения в целом глобальный рынок IoT достиг в 2021 г. $158 млрд
По прогнозу МТС, среднегодовые темпы роста рынка IoT в России составят 12% после спада в текущем году, а сам рынок может вырасти до 208,5 млрд руб. к 2026 г.
Если рассматривать выручку по отраслям, то лидерами являются энергетика/ЖКХ (30%), недвижимость (18%) и транспорт (16%). Прогнозируется, что в 2025 г. эти отрасли также будут лидирующими: энергетика/ЖКХ (32%), недвижимость (27%), транспорт (12%).
Общее количество интеллектуальных приборов учета коммунальных ресурсов в России, по прогнозу МТС, вырастет до 39 млн к 2025 г., ими будет оснащена каждая вторая квартира. На сегодня общее количество умных счетчиков, установленных в квартирах и жилых домах в России, составляет 5,7 млн единиц, более половины из них — это счетчики электроэнергии. Более 98% из общего количества интеллектуальных счетчиков приходится на индивидуальные приборы учета. Рынок новостроек занимает почти 75% от всех вновь подключаемых систем управления ресурсами.
Помимо интеллектуальных приборов учета, к 2025 г. резкий рост продемонстрируют умные колонки — с 3,5 млн в 2021 г. до 10,5 млн устройств к 2025 г.; а также устройства умного дома — с 2,7 млн в 2021 г. до 13,4 млн устройств к 2025 г.
В технологическом плане по прогнозу МТС будет увеличиваться доля подключений по eSIM. Если к концу текущего 2022 года эта доля составит только 7%., то к концу 2025 г. через eSIM будет подключено около 25% всех IoT-устройств в России.
Большая часть устройств с eSIM придется на устройства измерений («умные счетчики») и подключенные автомобили. Также услуга будет востребована у производителей IoT-оборудования: технология позволит тестировать устройства на производстве и продавать в различных регионах России без замены SIM-карт.
* Исследование основано на проведенных специалистами МТС опросах ключевых игроков рынка, производителей и пользователей платформенных решений интернета вещей, а также на аналитических данных, агрегированных при помощи Big Data.