GS Group

Аналитический центр холдинга GS Group подготовил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам 2022 г. Ниже приведены основные данные этого отчёта.

Доля России в мировом рынке смартфонов выросла с 1,8% в 2015 г. до 2,6% в 2021 г., в результате наша страна вошла в первую десятку по объемам импорта и продаж смартфонов. В 2022 г. объем рынка снизился, что было вызвано исключительно временным прекращением поставок весной 2022 г., в результате доля страны сократилась до 2,3%. Однако в 2023 году доля России на мировом рынке смартфонов восстановится и в последующие годы уже не опустится ниже 2,5%.

В 2022 г. в Россию импортировали 35,4 млн штук мобильных телефонов, объем поставок снизился на 21% относительно 2021 г. Доля смартфонов составила 78% — на уровне 2021 г., но в абсолютных цифрах объем упал на 22% (2022 г. к 2021 г.) — до 27,5 млн штук. Импорт кнопочных мобильных телефонов сократился на 19% относительно 2021 г.) — до 7,9 млн штук.

Структура ценовых сегментов сильно изменилась: выросла доля нижнего сегмента и сжался премиальный сегмент. При этом в абсолютных цифрах уменьшились все три сегмента. По итогам 2022 г. доля нижнего (бюджетного) сегмента (смартфоны до 10 тыс. руб.) выросла с 32 до 39%, а его объем уменьшился с 11,2 млн штук до 10,8 млн штук (спад на 4%). Средний ценовой сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) потерял 4 млн штук, его объем упал на 23% (2022 г. к 2021 г.) — с 17,2 до 13,2 млн штук. В результате средний сегмент по-прежнему занимает половину рынка (48 %). Доля верхнего сегмента (смартфоны дороже 30 тыс. руб.) упала с 19 до 13 %.

Суммарные поставки пяти лидеров (Xiaomi, Realme, Samsung, Tecno и Apple) за 2022 г. составили 21,4 млн штук, или 78% рынка смартфонов. В абсолютных цифрах суммарные поставки лидеров упали на 27% (2022 г. к 2021 г.). На прочие бренды смартфонов (включая Huawei) приходится 22% поставок: 13% в нижнем сегменте (3,6 млн штук) и 9% в среднем и верхнем сегментах (2,6 млн штук).

По итогам 2022 г. компания Xiaomi занимает первое место с долей рынка 30%. Поставки снизились на 19%, с 10,3 млн штук в 2021 г. до 8,3 млн штук в 2022-м. Меньше половины поставок Xiaomi (41%) идут в бюджетный сегмент, 56% — в средний, в верхний же сегмент производитель направляет менее 5% своих смартфонов. Парк активных смартфонов Xiaomi в России превысил 24 млн штук, или 25% всех смартфонов.

Импорт смартфонов Realme в Россию за 2022 г. составил 4,3 млн штук, поставки выросли на 78% (относительно 2021 г.). По итогам 2022 г. Realme занимает 16% российского рынка смартфонов. В 2023 г. Realme может занять первое место в России с долей рынка 20–25%. Доля российского рынка в глобальных поставках Realme выросла до 10% в 2022 г., а в 4 кв. 2022 г. и вовсе превысила 15%. Парк активных смартфонов бренда в России превысил 7 млн штук.

Поставки Samsung по итогам 2022 г. упали в три раза — до 3,7 млн штук, а доля компании сократилась с 32 до 14%. Samsung — наиболее распространенный бренд смартфона в России: парк активных смартфонов корейской компании в России превышает 30 млн штук.

Импорт бренда Tecno за 2022 г. вырос почти в пять раз, до 2,9 млн штук. Компания Tecno заняла 4-е место с долей рынка 10,5%, хотя еще год назад она не превышала 2%.

Поставки iPhone по итогам 2022 г. упали в два раза (на 57%) до 2,1 млн штук, в результате доля Apple на российском рынке снизилась до 7,7%. Парк активных смартфонов Apple в России составляет 12,5 млн штук (3-е место) (см. рисунок).

Среди прочих брендов смартфонов стоит выделить Infinix, Itel и Huawei, а также Oppo и vivo. Поставки смартфонов Infinix в Россию в 2022 г. выросли в 10 раз (относительно 2021 г.) и составили 1,17 млн штук, из которых почти 1 млн привезли во втором полугодии. Еще одним бюджетным брендом с поставками более 1 млн штук в 2022 г. стал Itel, импорт смартфонов этого бренда вырос в два раза (2022 г. к 2021 г.). Импорт Huawei (разумеется, не прямой) в 2022 г. превысил 1,1 млн штук, рост на 180%. Общий парк смартфонов Huawei и Honor на руках у россиян превышает 11 млн штук.

Источник: GS Group, май 2022 г.

По итогам 2022 г. доля брендов Китая на российском рынке смартфонов выросла до 75%, доля отечественных брендов составляет 1,4%.

В среднем по 2022 г. 89% смартфонов для России собрано в Китае. Кроме Китая, смартфоны для российского рынка собирают также во Вьетнаме (6%) и Индии (5%).

В сегменте кнопочных телефонов очень сильны позиции российских брендов: в среднем 60% кнопочных мобильников на нашем рынке выпускаются под отечественными брендами. Прежде всего, это F+ и Maxvi, а также BQ и Texet.

Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2022 г. составил 529 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных мобильников — 537 млрд руб. По отношению к 2021 г. оборот рынка снизился на 35%.

По итогам 2022 г. Apple остается лидером по обороту с долей 31,8%, на второе место вышла компания Xiaomi с долей 21,5%. а Samsung занимает третье место с долей 14,5%. Также в лидеры выбились Realme с долей 12% и Tecno с долей 5,3%. На кнопочные мобильники приходится 1,5% оборота рынка.