J'son & Partners Consulting

Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования российского рынка платного ТВ в сегменте B2B по итогам 2022 г. В исследовании J’son & Partners Consulting проанализированы абонентская база, выручка и ARPU операторов платного ТВ России в сегменте B2B.

По оценке J’son & Partners Consulting, события 2022 г., безусловно, оказали влияние на рынок платного телевидения, однако сегмент b2b показал устойчивость. В 2022 г. количество абонентов изменилось незначительно и составило 91,7 тыс. абонентов. Практически все операторы показали стабильность. Незначительные оттоки компенсировались таким же незначительным приростом. В частности, в результате уточнения методики учета активной базы лидеру рынка Ростелекому удалось повысить ARPU до 946 руб., при этом выручка оператора выросла на 2%.

На объем абонентской базы в сегменте b2b продолжает влиять уход SOHO и СМП от модели покупки пакетов платного телевидения в бесплатное общедоступное цифровое телевидение. Одновременно сохраняется привычка владельцев микропредприятий использовать для юридических лиц частные контракты. Это происходит несмотря на уже сложившуюся тенденцию выравнивания стоимости пакетов для физических и юридических лиц. Главным действующим мотивом сохранения b2b-контрактов является следующий: если в помещении нужен телевизор, его нужно обеспечить сигналом, а это может сделать профессиональный оператор, который предложит b2b-контракт.

Также сформировалась тенденция к сокращению количества телеканалов в пакете для b2b. Каналов становится меньше, пакеты становятся дешевле, но растет количество экранов на контракт.

По экспертной оценке J’son & Partners Consulting, другой наметившийся тренд: крупные операторы (Ростелеком, Триколор и НТВ-ПЛЮС) предлагают OTT-решения для b2b. Для многих ситуаций у юридических лиц такие решения могут быть более удобными. Ожидается развитие этого направления.

Ростелеком, по итогам 2022 г., сохранил позицию лидера с долей 35,1%, Триколор занимает второе место (26,0%), его доля выросла на 1,4%. Третье место сохраняет НТВ-ПЛЮС с долей 7,2% (6,8%в 2021 г.). Суммарная доля тройки лидеров выросла и составила 68,3% в сравнении с 2021 г. — 67,9% (Рис. 1). При этом абонентские базы региональных операторов, отнесенных к категории «другие», выросли с 14,9% до 15,7%.

Общая выручка от предоставления услуг платного ТВ для B2B в 2022 г. практически не изменилась и составила 1,49 млрд руб. Объем рынка стабилен, в ближайшее время возможен внутренний переток пользователей от более старых технологий к новым.

По выручке Ростелеком продолжает сохранять лидирующие позиции с долей 24,6%, против 24,1% в 2021 г. В тройке лидеров рынка по выручке также НТВ-ПЛЮС (оператор, обладающий контрактами на спортивные каналы для спорт-баров и букмекеров с высоким ARPU) с 22,3% и Триколор с 20,3%. Совокупная доля лидеров рынка по выручке — более 67,2%.

В среднем ARPU по всем видам прав составил 1354 рубля в месяц, превысив прошлогодние значения на 5%.