МТС RED
ПАО «МТС» сообщает о результатах опроса по тематике фишинговых рассылок*, проведенного МТС RED, дочерней компанией МТС по кибербезопасности. Опрос выявил, что в первом полугодии 2023 г. 35% пользователей сталкивались с фишингом** два и более раз в месяц, и еще 21,4% пользователей — раз в месяц. Вообще не получали фишинговых писем менее четверти респондентов. По данным аналитиков МТС RED, по сравнению с первым полугодием 2022 г. общий объем фишинга вырос примерно на 40%.
Аналитики МТС RED объясняют результаты опроса ежегодным ростом количества фишинговых атак на пользователей: с 2020 г. к настоящему моменту объем фишинга удвоился, а в первом полугодии 2023 вырос на 40% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом уровень киберграмотности граждан остается невысоким. Недостаточно внимательные пользователи в случае получения фишинговой рассылки рискуют скомпрометировать свои конфиденциальные данные, а также утратить доступ к личным аккаунтам в различных сервисах.
Фишинговые рассылки, с которыми столкнулись пользователи в первом полугодии 2023 г., преимущественно эксплуатируют стремление к быстрому заработку. Так, 48% участников опроса получили предложения вложить денежные средства в акции или проекты с высокой доходностью и еще 28% — купить товар с большой скидкой. Еще около 12% респондентов столкнулись с предупреждением о якобы неоплаченном штрафе, задолженности или нарушении законодательства.
Чаще всего в первом полугодии 2023 фишинговые письма распространялись от имени крупных банков и госорганов — на них совокупно пришлось 77,4% всех фишинговых рассылок. Еще 11,6% фишинговых писем были отправлены якобы от крупных промышленных предприятий.
Чаще всего с фишинговых рассылок злоумышленники пытались получить данные банковских карт граждан — опрос выявил 35,8% подобных случаев. Еще в 24,4% случаев целью инициаторов фишинга были паспортные данные, и в 17,9% случаев — логины и пароли для входа в онлайн-банк или иной сервис.
Аналитики компании призывают всех к осторожности при посещении сайтов: не открывать вложения или ссылки в подозрительных письмах и сообщениях
* В опросе МТС RED, проведенном в июле этого года, приняло участие 54,3% мужчин и 45,7% женщин. 34% респондентов — люди в возрасте от 30 до 40 лет, 28,5% — от 40 до 50 лет, 21,9% — от 18 до 30 лет. География респондентов представлена всеми федеральными округами РФ.
** Фишингом называется вид интернет-мошенничества, в ходе которого злоумышленники массово рассылают электронные письма или сообщения в мессенджерах, содержащие вредоносные вложения или ссылки. Чаще всего фишинг осуществляется от имени известных брендов или госучреждений. Целью таких атак является заражение компьютера или смартфона вредоносным ПО либо получение злоумышленниками конфиденциальной информации пользователей — логинов и паролей от учетных записей, персональных данных и данных банковских карт.