М.Видео-Эльдорадо

Группа М.Видео-Эльдорадо оценила продажи смартфонов на российском рынке за девять месяцев 2023 г. В январе-сентябре россияне приобрели порядка 21,5 млн девайсов, что на 25% больше, чем годом ранее и сопоставимо с результатом 2021 г. Средний чек сократился почти на 10%, до 21,3 тыс. руб. Пик спроса в этом году пришёлся на третий квартал, когда штучные продажи составили 8,5 млн смартфонов — на 30% больше по сравнению с показателями первого и второго кварталов, когда в РФ было реализовано по 6,5 млн устройств.

По оценке М.Видео-Эльдорадо, за девять месяцев 2023 г. в России до 75% в количественном выражении увеличилась доля китайских производителей, в денежном выражении их доля составила 50%. Производители из Поднебесной активно увеличивают присутствие и расширяют модельный ряд смартфонов в популярных сегментах под различные запросы, вовлекают в свои продуктовые экосистемы, наращивают узнаваемость и доверие у покупательской аудитории.

Конкуренция между ведущими брендами усиливается, что выражается в сокращении разницы между рыночными долями лидеров. Первенство по штучным продажам в РФ удерживает Xiaomi. На второй строчке — realme (№ 3 годом ранее), на третьей — Tecno (№ 5 годом ранее), четвёртый — Samsung (№ 2 в прошлом году). На пятой строчке оказалась компания Apple (№ 4 в прошлом году), к которой приблизился бренд Infinix. При этом Apple продолжает находиться на первой позиции в денежном выражении.

В ценовых сегментах в количественном выражении с 55% до 60% увеличилась доля смартфонов стоимостью от 5 до 15 тыс. руб., в денежном — также рост составил 5 п.п., до 25%. Примерно 7% рынка в штуках и 12% деньгах, на уровне прошлого года, заняли модели в категории 30-50 тыс. руб. По-прежнему порядка 10% в штучных продажах и 40% в деньгах приходится на девайсы дороже 50 тыс. руб., где почти половину занимают девайсы от 80 тыс. руб. — наиболее продвинутые флагманские модели и набирающие популярность складные смартфоны. Кроме того, 15% девайсов приобретается россиянами в диапазоне 15-20 тыс. руб., ещё примерно 8% продаж находится в сегменте до 5 тыс. руб.

Эксперты отмечают частичную переориентацию спроса в сторону среднего ценового сегмента, где наиболее широко представлены китайские бренды. С другой стороны, сохраняется интерес покупателей к более дорогим, функциональным и статусным устройствам, что проявляется, например, в стабильном спросе на гаджеты Apple, в том числе и на новую линейку iPhone 15.