АКИТ
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитала объем интернет-торговли в России в 2023 г.: он составил почти ₽6,4 трлн (₽6 358 959 млн), рост по сравнению с предыдущим годом — 28%. Большая часть из этой суммы (96,9%) составляет покупки на внутреннем рынке, у российских компаний интернет-торговли — ₽6,2 трлн, на трансграничный рынок приходится 3,1% объема (₽197млрд).
Доля e-commerce в общем объеме розничных продаж в стране при реализации прогнозного значения розницы в ₽46 трлн составит 13,8%. Годом ранее этот показатель был 11,6%.
В интернет-торговле в 2023 г. регионы вновь увеличили своё присутствие в e-commerce. Больше половины (52%) всех продаж в интернете обеспечивают 10 регионов страны, в топ-10 сегодня входят Москва, ее доля в по-прежнему самая высокая — 17,7%, Московская область — 9,2%, Санкт-Петербург — 6,1%, Краснодарский край — 5,3%, Ростовская область — 3%, Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область 2,2%, Самарская область — 2%, республика Татарстан и Красноярский край — 1,9 и 1,8% соответственно. За год заметно снизилась доля первой тройки: в 2022 г. доля Москвы составляла в общем объеме покупок 19,4%; Московской области — 10,7%, Санкт-Петербурга — 7%. В первой десятке выросла доля Краснодарского края, которая в 2022 г. составляла 4,7%, и Ростовской области (в 2022 г. — 2,6%), в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3-0,5% в общем объеме онлайн-продаж. Такие показатели связаны, в том числе, и со стремительным развитием партнерских пунктов выдачи заказов — как маркетплейсов, так и классических интернет-магазинов.
Рост популярности в России и изменение региональной структуры продаж стали заметны, начиная с 2020 г.: все это время компании интернет-торговли активно инвестируют в развитие своей логистической инфраструктуры на местах, развивают партнерства с локальными бизнесами, — это напрямую влияет на повышение качества сервисов и расширение ассортиментных предложений для всех россиян.
Объемы онлайн-рынка в городах федерального значения практически достигли пика: рост в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области в 2023 г. был в пределах 10%, тогда как в регионах Юга России, Сибири и Дальнего Востока он был более 40%. Благодаря такой динамике необходимые товары становятся доступнее для жителей самых разных населенных пунктов страны.
Топ-5 самых популярных товаров в интернете остался прежним. Больше всего покупок по объемам приходится на цифровую и бытовую технику — 18%, мебель и товары для дома — 15,4%, одежду и обувь — 14,6%, продукты питания — 11%, а также товары для красоты и здоровья — 8,1%.
На 30% в среднем за прошедших год увеличились средние чеки в категориях аптеки, аксессуары (сумки, ремни, головные уборы), спорттовары и на 20% при покупках одежды и обуви. В остальных категориях произошло снижение: на 33% уменьшился средний чек при заказах книг и ювелирных изделий, более чем на 10% — мебели и товаров для дома, инструментов, товаров из зоомагазинов, на 3%-4% товаров для детей и продуктов питания.
В этом году ассоциация АКИТ впервые проанализировала продажи в категории «цифровые товары». В магазинах программного обеспечения, на покупку электронных книг, фильмов, подписки на онлайн-кинотеатры и другие цифровые товары россияне в 2023 г. потратили ₽281 млрд — это 4,4% всего оборота дистанционной торговли. Средний чек таких покупок составляет ₽363.
Компания Адмитад, партнер АКИТ, выяснила, что за прошедший год существенно выросла доля покупок с применением купонов и промокодов — с 15 до 21%. А вот кэшбэк, напротив, использовали реже — годом ранее его доля была выше и составляла 24%, в 2023-м — около 19%.
Число покупок пользователей, которых привлекли рекламные объявления в мобильных приложениях, в прошлом году выросло более чем на 30%. Также более чем на 20% выросли покупки, привлеченные веб-сервисами. Так, по оценке Адмитад, крупнейший заказ на 3,7 млн рублей пользователь совершил в категории цифровая и бытовая техника при использовании сайта сравнения цен. Второй и третий заказы в топе самых крупных на 2,5 и 2,4 млн рублей соответственно также пришлись на электронику, но были привлечены контекстной рекламой. На ₽2 млн была совершена покупка на одном из маркетплейсов, где клиенту предложили собственный выгодный кэшбэк-сервис. Пятая по чеку онлайн-покупка в 2023 г. была сделана в категории мебель и товары для дома на сумму в ₽1,9 млн при посещении витринного сайта, где собирают тематические подборки товаров и самые выгодные предложения от партнерских брендов.
Источник: на основе пресс-релиза АКИТ