Компания TELE2 действительно демонстрирует существенно лучшую динамику развития бизнеса, чем у операторов «большой тройки» (см., например, наши данные на конец 2009 г.). При этом хорошие операционные показатели Tele2 в России (выручка, абонентская база, ARPU и MOU) в значительной степени поддерживаются его бизнес-стратегией оператора-дискаунтера. Собственно на то, что данный сотовый оператор является дискаунтером, указывает показатель APPM (средняя стоимость минуты разговора), по которому наиболее корректно сравнивать тарифные планы различных операторов. По нашим оценкам, показатель APPM оператора TELE2 в среднем ниже аналогичного показателя операторов «большой тройки» на 10-15%.
Основной вклад в ARPU оператора вносит доход от голосового трафика, так как отсутствие у Tele2 лицензии на 3G не позволяет ему предоставлять своим абонентам конкурентоспособные услуги по высокоскоростной передачи данных. Однако в компании большие надежды возлагают на развитие сетей 4G. Если Tele2 удастся получить лицензии на предоставление услуг в диапазонах частот 4G, то стоит ожидать существенного обновления тарифного портфеля оператора с акцентом на беспроводную широкополосную передачу данных и, соответственно, значительного увеличения показателя ARPU.
Отсутствие у Tele2 лицензий на работу в Москве и Московской области компенсируется агрессивной экспансией в регионы, где оператор-дискаунтер набирает абонентскую базу не только за счет оттягивания части абонентов у основных конкурентов, но и за счет подключения к своей сети населения, для которого услуги сотовой связи ранее были «не по карману». Сегодня основу абонентской базы оператора составляют физические лица, однако в Tele2 не исключают возможности пополнения своего портфеля корпоративными тарифами.
Несмотря на потрясающие темпы развития TELE2 в России, отсутствие этого оператора в Москве не позволяет ему получить статус игрока Федерального масштаба.
Денис Камынин, консультант компании J’son & Partners Consulting