По данным аналитической компании ITResearch в марте 2020 г. на российском рынке ноутбуков было продано 412 тыс. устройств. Годовые темпы роста превысили 42%.
Мартовский рынок превзошел даже рождественский уровень прошлого года, и буквально побил все рекорды, в итоге оказавшись самым мощным аж с декабря 2018 года.
Вполне очевидно, что продажи резко выросли на ожидании дефицита поставок и падения курса рубля. Главным образом, постарались дистрибьюторы, расчистив все имевшиеся склады. Прямая розница продала даже меньше, чем в феврале.
Для анализа данных мартовского дистрибьюторского sale-out, конечно, не стоит учитывать влияние карантина в России. Ведь официально он стартовал только с начала апреля. Но карантин безусловно повлиял уже на конечный спрос, и в особенности как раз на компьютеры — основной инструмент для работы в режиме самоизоляции. Однако это уже апрельский момент.
По нашему мнению в марте наиболее значимым фактором было скорее опасение участников рынка по поводу потенциального дефицита из-за остановки производств в материковом Китае. Также мог учитываться рост биржевых цен на ряд базовых комплектующих из-за сбоев в цепочках поставок.
Поначалу дилеры просто прогнозировали недостачу товара и рост долларовых цен. Чуть позднее к этому резко добавился и внутрироссийский момент — обвалившийся из-за нефти рубль, то есть очевидный катализатор повышения уже и рублевых цен. Все это вместе заставило дилеров скупать все что было на дистрибьюторских складах. Отсюда и зафиксированное ITResearch резкое увеличение продаж в канал второго уровня.
Конечный же потребитель также стремился захеджировать рублевый гэп, отреагировав скупкой дорогостоящих импортных товаров «пока не началось». А затем — уже в апреле — вынужден был обновлять свой парк компьютерной техники в связи с переходом на домашний режим работы.
За счет массированной расчистки дистрибуторских складов в канал ушло большое количество относительно старых и дешевых моделей, в основном консьюмерского класса. Все это резко подняло долю дешевых моделей в структуре сбыта. И, даже несмотря на то, что рублевые цены в марте уже подрастали, средневзвешенная по продажам цена по рынку в целом даже сократилась в сравнении с февральской. Впрочем, это, конечно, временное явление и к апрелю цены подтянуться за валютным курсом.
Лидером среди вендоров по итогам марта стала Lenovo, в тройку также вошли Asus и HP. Вместе эти компании обеспечили 70% всех мартовских продаж ноутбуков.
Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch