По мнению аналитиков компании Canalys на мировом компьютерном рынке наблюдаются в настоящее время существенные изменения.
Во-первых, он демонстрирует заметный рост. Как свидетельствует отчет Canalys за третий квартал 2020 г., мировой рынок персональных компьютеров вырос в годовом выражении почти на 23%.
При этом аналитики трактуют компьютерный рынок довольно широко, включая настольные компьютеры и рабочие станции, привычные ноутбуки в форм-факторе «ракушка» и мобильные рабочие станции, моноблоки, бесклавиатурные планшеты, трансформируемые мобильные компьютеры, ультратонкие ноутбуки, планшеты с пристяжными клавиатурными доками в комплекте и ноутбуки с отсоединяемыми клавиатурами, а также хромбуки).
Отмечается также сильно разнящаяся внутрисегментная динамика. Самый выдающийся прирост поставок год к году в III кв. 2020-го показали хромбуки, — на 122%. Казалось бы уже почившие планшеты также демонстрировали впечатляющий рост — на 43%. И во всех категориях мобильных персональных систем наблюдался рост отгрузок. А вот поставки настольных решений снижались: рабочих станций — на 26%, стационарных ПК общего назначения — на 33%. В известной мере это снижение компенсировалось самосбором, которая в статистику отгрузок готовых ПК по понятным причинам входить не может.
Не удивительно, что таблица достижений по вендорам выглядит при такой формулировке термина «ПК» существенным образом иначе, чем при рассмотрении одних только х86-систем. Очевидно, при нынешнем уровне развития облачных технологий и повсеместной доступности широкополосного Интернета, в том числе мобильного, состав комплектующих и даже архитектура центрального процессора локального терминала отходят на второй план — за исключением, разумеется, качества дисплея (и, в меньшей степени, доступного объёма оперативной памяти). В первых пятёрках глобальных поставщиков планшетов и хромбуков продемонстрировали прибавку все без исключения вендоры, да и категория «Прочие» от них не отстаёт, — то есть именно в сегментах этих гаджетов происходит сейчас всенаправленный рост, пока не сопровождающийся жёсткой конкуренцией за каждый процент доли рынка.
Анализируя причины таких изменений, эксперты Canalys отмечают целый ряд факторов.
Во-первых, рост спроса на планшеты со стороны бизнес-заказчиков, всерьёз принимающихся в нынешних непростых условиях за цифровую трансформацию. Обеспечить множество линейных сотрудников — на складе, в торговых залах, в службе доставки — планшетами с защищённым подключением к корпоративной сети куда дешевле и проще, чем ноутбуками. Переводить массово на цифровые рельсы образовательные учреждения тоже возможно с использованием планшетов (особенно хороши здесь укомплектованные клавиатурными доками detachables), но прекрасно подойдут и хромбуки: всё равно львиная доля учебной активности на удалёнке разворачивается именно в онлайне, — так зачем переплачивать за мощный процессор, ёмкий накопитель и недешёвую ОС с закрытым кодом?
Далее отмечаются также технологические моменты.
На фоне взрывного роста спроса на «персональные компьютеры» в новом понимании планшетов и хромбуков особую значимость приобретают новости об успехах процессорных архитектур, отличных от х86. Так, недавно пошедший в серию в составе свежих «макбуков» восьмиядерный 3,2-ГГц процессор Apple Silicon M1 (архитектура ARM) превзошёл в популярном тесте Geekbench десятиядерный ЦП Core i9-10910 с рабочей частотой 3,6 ГГц, — причём одержал эту победу в однопоточном испытании производительности, что для чипов под маркой Intel особенно унизительно.
Китайская компания BDY Electronics вывела на рынок ноутбук с четырёхъядерным MIPS-процессором Dragon Core 3A4000, наделённым возможностью эмулировать х86-инструкции на аппаратном уровне.
Американская компания SiFive предлагает энтузиастам системную плату mini-ITX с системой-на-кристалле FU740 архитектуры RISC-V, готовую к работе с самыми популярными дистрибутивами GNU/Linux.
Словом, в новой реальности «персональных компьютеров» и облачных сервисов системам х86, тем более под управлением проприетарных платных ОС, явно придётся потесниться: потребитель, в том числе коммерческий, чем дальше, тем чаще будет выбирать не их.