Всего лишь пять лет назад российский рынок «домашнего» широкополосного проводного доступа (ШПД) находился еще только в зачаточной стадии — общее количество подключений не превышало 1,5% всех семей, а сами подключения находились в основном в Москве и Московской области. С тех пор рынок претерпел значительные изменения и вошел в стадию бурного роста — каждый год общее число семей в России, подключенных к «быстрому» Интернету, практически удваивается. Так например, в 2007 г. число подключений выросло на 94%, с 3,2 до 6,2 млн, а в 2008 г. прирост составил 84%. По состоянию на конец 2008 г. уже более 21% всех домохозяйств (11,4 млн) стали пользователями данной услуги (см. рис. 1), причем большая часть подключений (57%) географически находится за пределами двух столиц и их областей. Если говорить о самых успешных регионах, то на конец 2008 г. наибольшее число подключений находилось в Самарской области (более 330 тыс.), а наивысший уровень проникновения услуги — в Новосибирской области (29,5%).
Рис. 1. Количество «домашних» широкополосных подключений в России.
Вместе с тем изменяется и характеристика потребления широкополосного доступа — благодаря массовому внедрению провайдерами доступных высокоскоростных безлимитных тарифов средний объем входящего интернет-трафика, потребляемого одним домохозяйством, увеличился с 0,4 Гб/мес. в 2004 г. до 12,5 Гб/мес. в 2008 г.
Параллельно с развитием рынка происходит ужесточение конкурентной среды и уменьшение доли традиционных операторов — дочерних компаний холдинга «Связьинвест» (СЗТ, ЮТК, УСИ, Волгателеком, Сибирьтелеком, Дальсвязь и Центртелеком). За прошедший год суммарная доля таких компаний уменьшилась с 35 до 32%. По данным J’son & Partners, на конец 2008 г. в России было 16 провайдеров широкополосного доступа с абонентской базой более 100 тыс. домохозяйств. Три крупнейших альтернативных провайдера («Комстар-ОТС», «ВымпелКом» и «АКАДО») предоставляют услуги широкополосного доступа в Москве и некоторых других регионах России. Шесть из остальных тринадцати наиболее крупных провайдеров являются дочерними компаниями государственного холдинга «Связьинвест». Доля крупнейших провайдеров (с абонентской базой свыше 100 тыс. подключений) составляет около 60% от всех широкополосных подключений. Однако на рынке действуют еще более 950 малых и средних компаний, предоставляющих подобные услуги, некоторые из которых обладают лишь несколькими сотнями абонентов.
В результате развития рынка и повышения уровня конкуренции происходит плавное уменьшение среднего дохода от одного пользователя (ARPU). Так, например, уровень ARPU в 2004 г. составлял 22 долл./мес., а в 2008 г. — уже только 13,5 долл./мес. (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика ARPU на рынке «домашнего» широкополосного доступа в России.
Развитие рынка сказывается на постепенном снижении доли малоскоростных ADSL-подключений. За 2008 г. она уменьшилась на четыре процентных пункта и составила около 43%. В то же время происходит рост доли Ethernet-сетей — ожидается, что в 2009 г. их доля превысит 50%-ную отметку. Доля подключений по технологии DOCSIS (Интернет по сетям кабельного ТВ) колеблется в районе 10% (см. рис. 3). Структура соотношения этих технологий на российском рынке «домашнего» широкополосного доступа еще не стабилизировалась, однако уже сейчас можно утверждать, что в долгосрочной перспективе будет происходить постепенное снижение популярности технологии ADSL и укрепление позиций оптических технологий.
Рис. 3. Структура «домашних» подключений по технологиям, 2008 г.
Для увеличения скорости доступа все большее применение в сетях традиционных и альтернативных операторов находят технологии FTTx (т. е. оптика до дома или микрорайона). В связи с сокращением доли медных соединений (витая пара или телефонный кабель) скорость доступа к абоненту может достигать 25 Мбит/с (при технологии ADSL2+) или 100 Мбит/с (в Ethernet-сетях).
Поправки на кризис
При обзоре рынка нельзя не обратить внимания на влияние мирового экономического кризиса. По мнению компании J’son & Partners, для рынка ШПД наибольшее значение будут иметь следующие факторы: недоступность кредитов, снижение платежеспособного спроса, усиление конкуренции, ухудшение взаимоотношений с поставщиками оборудования. В складывающихся условиях операторы будут выбирать различные стратегии поведения на рынке в зависимости от своего финансового положения и конкурентной ситуации в регионе.
Практически все игроки будут замораживать строительство новых сетей в связи с недоступностью инвестиций для развития, а также снижать операционные затраты (маркетинговые программы, клиентская поддержка, заработная плата и т. п.).
В связи с падением доходов домохозяйств сократится темп набора новых пользователей. J’son & Partners ожидает, что существующие абоненты снизят потребление дополнительных услуг (покупка ПО у провайдера, «видео по запросу» и т. п.), но в то же время увеличат потребление трафика на действующих безлимитных тарифах из-за отказа в использовании традиционных развлечений — театров, кино, ресторанов и пр.
Снижение числа новых подключений и необходимость окупать инвестиции в сети широкополосного доступа приведут к усилению конкуренции между операторами ШПД и, как следствие, к дифференциации тарифной политики в зависимости от региональных условий.
До кризиса многие операторы пользовались кредитными схемами закупки конечного клиентского оборудования. С учетом новой ситуации возможно ухудшение условий поставок или полный разрыв связей между провайдерами и поставщиками.
В наихудшем положении окажутся те провайдеры, у которых уже имеются значительные долговые обязательства по кредитам и которым необходим активный набор абонентской базы.
Наиболее комфортно себя будут чувствовать финансово независимые компании, не имеющие обязательств перед банками и инвестиционными фондами. Преимущество получают компании, окупившие инвестиции в сетевую инфраструктуру накануне кризиса и располагающие существенной абонентской базой.
В результате значительного изменения стратегий провайдеров возможно увеличение активности на рынке слияний и поглощений (M&A), что будет вызвано падением стоимости некоторых операторов. В связи с этим ожидается изменение рыночных долей компаний, предоставляющих услуги ШПД.
По оценкам J’son & Partners, негативная ситуация на рынке сохранится в течение 2009 и 2010 гг. Согласно прогнозу нашей компании, количество домашних широкополосных подключений к концу 2009 г. вырастет на 33% и достигнет 15,2 млн, а в 2010 г. прирост составит 29%, при этом общее число подключений вырастет до 19,6 млн (проникновение 37%). А оздоровление рынка начнется во второй половине 2010 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.