За 20 лет, прошедших с момента создания Д. Лозинским первого отечественного антивируса Aidtest, в российском секторе рынка программных антивирусов сложился пул сравнимых по функциональным возможностям конкурирующих продуктов. Отработаны удобные для пользователей каналы распространения. Быстро увеличивается доля услуг. Все это говорит об определенной зрелости рынка и теоретической возможности его исследования.
На практике же среди поставщиков и производителей, а также на страницах разнообразных печатных и сетевых ресурсов циркулируют отдельные разрозненные оценки рынка антивирусных средств. Даже специалисты затрудняются объяснить, как они получены (что косвенно свидетельствует об отсутствии единого понимания методик). В результате эти данные вызывают много споров.
Из специализированных аналитических структур наиболее полная и регулярная информация предлагается, наверное, компанией IDC. Однако она анализирует более интегральный срез — программных систем обеспечения информационной безопасности. Это видно даже по составу приводимых в соответствующих отчетах списков ведущих игроков рынка1. Ряд компаний там по существу не являются прямыми конкурентами.
Антивирусные средства в этих исследованиях выделяются лишь косвенно. Методика IDC отталкивается от эмпирической глобальной оценки до-ли антивирусов, примерно равной, по мнению ее специалистов, половине объема сегмента программных средств защиты контента и профилактики угроз, который, в свою очередь, составляет около 90 % от общего рынка программных средств информационной безопасности в денежном выра-жении. Такой подход, конечно, упрощает задачу сбора информации, но он не предполагает анализа интересующей нас составляющей — сегмента антивирусов, без чего невозможно понимание тенденций его развития.
Таким образом, при всем уважении к работе аналитиков IDC, ничуть не умаляя ее значимости, мы рискнем констатировать, что исследований российского рынка антивирусов пока нет. А они, судя по реакции ведущих игроков, были бы весьма полезны.
Наш журнал, как специализированное аналитическое издание, этой публикацией делает первый шаг на этом пути (возможно, его впоследствии разовьют аналитики) — попытку сформулировать подходы к сегментации рынка антивирусов. Именно она, по нашему мнению, является отправной точкой методологии последующих исследований.
Для того чтобы представить на суд ИТ-сообщества первую редакцию проекта деления антивирусных продуктов, присутствующих на российском рынке, на классы, мы провели серию консультаций с основными поставщиками антивирусных решений, учли опыт крупнейшей аналитической компании IDC и совместно с сайтом www.antimalware.ru, уже не раз предпринимавшем смелые исследования этого сектора отечественной экономики, предлагаем его вашему вниманию.
Предлагаемое деление рынка естественным образом вытекает из истории развития средств борьбы с опасным кодом, поэтому наилучшей аргументацией в его пользу будет краткий экскурс в нее.
Сегментация рынка антивирусов
По типу потребителя По области применения По типу ОС
- для дома и домашнего офиса (SOHO — до 10 ПК)
- для малого и среднего бизнеса (SMB — 10 250 ПК)
- для корпоративных применений (более 250 ПК)
- для персональных компьютеров и файловых серверов
- для почтовых серверов
- для интернет-шлюзов
- для смартфонов
- для Windows
- для Linux и UNIX
- для Mac OS
Генезис антипонятий
Со времен Aidstest и его зарубежных предшественников, антивирусы, развиваясь, не только совершенствовали методы, алгоритмы детектиро-вания и копили базы сигнатур, но и осваивали новые области применения.
Когда в повседневную жизнь большинства предприятий стал все шире входить Интернет, увеличилось и число опасных программ, прони-кающих через этот канал. Стало ясно, что начинать бороться с этим потоком «зловредов» лучше еще на подходах к локальной сети. Так появил-ся специальный класс «антивирусы для шлюзов», задача которых — не допустить проникновения внутрь охраняемого контура вирусов, за-маскировавшихся в потоке данных, текущем из просторов Сети. Они могут поступать по ряду протоколов, основные из которых FTP, HTTP и используемый электронной почтой SMTP. Современные антивирусы для шлюзов имеют столь большой набор сыскных талантов, что в локальной сети, где они работают, никаких незваных гостей, казалось бы, уже появиться не может. Это было бы так, если бы не два об-стоятельства. Если не принять дополнительных мер, остается беспризорной внутренняя корпоративная почта, куда вредное ПО может попасть другими каналами, и кроме того, в сложных случаях поступления незнакомого подозрительного кода возможны ошибки из-за недостатка времени на его «допрос с пристрастием».
Даже при наличии самой качественной защиты на входе в локальную сеть нельзя быть уверенным в том, что вредное ПО не достигнет поч-тового сервера и, не встретив преграды, вырвется на оперативный простор ПК. Поэтому гораздо надежнее не отлавливать его там, а заниматься селекцией, отделяя «козлищ от агнцев» на подступах, в узком загоне, ведущем к почтовому серверу. Для работы в этих условиях появился осо-бый вид антивирусов, заслуживающий выделения в отдельный класс, — «антивирусы для почтовых серверов». Они устанавливаются на той же аппаратной платформе, что и «электронные почтовые отделения», интегрируются с ними (при невозможности охрану почты прихо-дится включать «в разрыв») и обрабатывают поток писем, поступающий по протоколу SMTP.
Два предыдущих класса антивирусов, защищающих шлюзы и почтовые системы, выполняют задачу перехвата вредоносного кода в момент по-пытки проникновения и уже ничего не могут сделать, если он все же «просочился» на ПК или сетевой сервер и пытается активизироваться. Для того чтобы не позволить «зловредам» осуществить их коварные планы, имеется еще один вид продуктов — «антивирусы для файловых серверов и рабочих станций (ПК)». И хотя эти программы могут существенно отличаться по среде выполнения и реализации, однотипность задач вполне позволяет объединить их в одну группу. Их трудная работа заключается в «зачистке» всего того, что сумело пройти через шлюз и почтовые серверы. Здесь, при наличии значительно большего времени, чем на входном контроле, основными становятся сложные технологии детектирования, основан-ные на мониторинге системных событий при тестовых запусках подозрительных модулей.
Для того чтобы администратор мог наблюдать за работой такой многоуровневой защиты, созданы специальные консоли администрирова-ния и антивирусные серверы. Они решают задачи централизованного управления обновлениями, удаленной установкой/удалением антивиру-сов и получением отчетности.
Появившийся последним вид «антивирусов для смартфонов» принципиально отличается от изделий для ПК лишь средой выполнения. У него не меньше оснований находиться в одном ряду с рабочими станциями, чем у файловых серверов. Хотя есть большая вероятность, что мобильные устройства для «офисной жизни» в будущем будут иметь какие-то иные наименования, нет сомнений, что тенденция расши-рения сфер работы вне офиса сохранится. Другие названия, впрочем, никак не уменьшат степень опасности вирусных эпидемий и актуальность существования отдельной категории. На этом систему координат, основанную на различии функционалов продуктов, можно считать сформи-рованной.
В зависимости от того, является ли клиент индивидуалом или предприятием с различным числом компьютеров, изменяются задачи, решаемые комплексом антивирусов. Поэтому кроме функционала вендоры дифференцируют свою продукцию по типу потребителя. Некоторые разночтения есть в определении границ, отделяющих один тип от другого. Они, естественно, отражают реально сложившиеся в том или ином регионе ситуации с количеством ПК, традиционно ассоциирующемся с предприятиями разного типа. В представлении IDC в домашнем офисе обычно работает до 9 ПК, на предприятиях малого бизнеса — до 99, средние могут позволить иметь до 499 ПК, тогда как большие и очень большие — до 999 и более 1000 соответственно. Большинство экспертов, рецензировавших наши предложения по сегментации, отметили, что хотя предложенные нами цифры не соответствуют мировым, они больше отражают отечественные реалии.
Предлагая еще один вид деления — по типу ОС, мы, конечно, понимали, что доля продуктов для Windows будет абсолютно подавляющей, но, заглядывая в будущее, когда с ростом применения альтернативных систем увеличится и интерес к созданию вредоносного кода для них, доля антивирусов для других ОС будет возрастать.
На наш взгляд, выстроенная система координат позволяет адекватно разложить товарные линейки всех производителей по группам реально конкурирующих продуктов. И если эту систему удастся наполнить данными о реальных продажах, получится полезная информация о конъюнктуре российского рынка антивирусов. Мы понимаем, что любая классификация от рождения уже не полна и рискует быть поправ-ленной ходом развития. Несмотря на это, каждая такая попытка полезна для роста взаимопонимания создателей продуктов и их клиентов и осознания тенденций развития рынка. Поэтому с радостью выслушаем ваши мнения и альтернативные предложения. Пишите.
* * *
Редакция журнала «Бестселлеры IT-рынка» и сайт www.antimalware.ru искренне благодарят за участие в обсуждении руководи-теля отдела стратегического маркетинга «Лаборатории Касперского» Олега Гудилина, эксперта по решениям Security фирмы Symantec Алексея Чередниченко, директора по продажам и маркетингу фирмы Agnitum Виталия Янко, PR-менеджера компании «Доктор Веб» Ки-рилла Леонова и PR-менеджера ESET Russia Сергея Хайрука, а также аналитика-исследователя фирмы IDC Петра Городецкого.
1 Cм. отчет IDC «Russia Security Software 2008—2012 Forecast and 2007 Vendor Shares».
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.