О том, как проходит переход на версию МЭДО 2.7.1 и какие новые возможности этот переход открывает, рассказывают Елена Антошечкина, начальник отдела анализа и методологии ГК «ЭОС», и Андрей Шаров, начальник управления системной аналитики ГК «ЭОС».

- Можно ли считать завершенным переход на МЭДО 2.7.1 на данный момент?

Елена Антошечкина: Ответ зависит от того, что именно понимать под «МЭДО 2.7.1» и под «переходом». И «завершение» кого из участников процесса имеется в виду – регулятора/инициатора, разработчиков информационных систем/СЭД или ведомств, эти системы использующие?

Если под «МЭДО 2.7.1» понимать лишь номер версии формата (схемы) основных видов электронных сообщений МЭДО (напомню, это «Транспортный контейнер» для передачи электронного документа с ЭП, «Уведомление»; «Квитанция») то да, эта версия утверждена (Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций, утверждены приказом Минцифры России и ФСО России от 04.12.2021 №667/233), создание этой версии регулятором завершено. И теперь ведомствам можно (и нужно) на неё переходить со старых версий формата. Казалось бы, дело только за разработчиками СЭД – реализуй в своих СЭД новый формат и дело сделано. Но не тут-то было. Для того, чтобы ведомство перешло при обмене по МЭДО на версию 2.7.1 недостаточно лишь наличия такой возможности в СЭД ведомства (хотя, безусловно, это обязательное условие). Необходима готовность не только и не сколько технической инфраструктуры ведомства, но и его организационная и нормативная готовность, а также готовность его контрагентов (не забываем, что речь идет о взаимодействии, а его нельзя реализовать в одностороннем порядке). Текущая ситуация такова – большинство СЭД уже обеспечили техническую (платформенную) возможность обмена по 2.7.1, но некоторые ведомства до сих пор этот процесс завершить не могут по ряду причин.

Таким образом, если о 2.7.1 говорить исключительно как о номере версии формата (схемы) обмена, то переход завершен со стороны регулятора и разработчиков СЭД (по крайней мере, основных игроков рынка отечественных СЭД), со стороны же ведомств процесс перехода продолжается.

Но «МЭДО 2.7.1» – это более глобальная тема, нежели просто номер версии формата. Это, прежде всего, изменение порядка информационного взаимодействия по МЭДО, отраженное в нормативной и регулирующей базе. Что неизбежно влечет за собой необходимость изменения бизнес-логики и технологий такого взаимодействия. И этот процесс в разгаре, причем для всех участников – и регулятора, и разработчиков СЭД, и ведомств.

Так, буквально на днях, первого декабря, вступили в силу новые Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2021 № 1264. Эти правила внесли ряд существенных изменений в привычную технологию обмена по МЭДО, в первую очередь – ввели понятие «оператора информационного взаимодействия» и «нормативно-справочной информации» (НСИ). Для разработчиков СЭД это означает необходимость научить СЭД работе по новым правилам – обеспечить возможность обмена с учетом появления у ряда ведомств роли «оператора» (с вытекающими правами и обязанностями), а также возможность работы с единым централизовано ведущимся информационно-справочным ресурсом. В настоящее время регулятор проводит активную работу по подготовке очередного, нового совместного приказа Минцифры России и ФСО России, который будет определять требования, состав, структуру НСИ и технологические регламенты работы с этой информацией. Так что, если говорить о «МЭДО 2.7.1» в глобальном смысле, переход еще не завершен, более того, он в стадии довольно активного развития. Ожидается, что переломным годом для такого перехода станет следующий, 2022.

Нормативная трансформация

- Каковы отличия нормативной базы версии 2.7.1 от 2.7?

Андрей Шаров: Это как, глядя в подзорную трубу, уменьшить разрешение оптики – увеличилась область обзора (влияния нормативки) и уменьшилась детализация.

Елена Антошечкина: Сутевые изменения МЭДО довольно существенны, в частности, изменение состава сообщений МЭДО (исключено сообщение типа «Документ», добавлено технологическое сообщение для обмена данными справочников) и введение новых понятий «оператора» и «нормативно-справочной информации». Но подробности этих изменений уже неоднократно обсуждались, поэтому я бы хотела коснуться иного аспекта – общего подхода к созданию новой нормативной базы.

Если для версии формата обмена по МЭДО 2.7 нормативная база создавалась «сверху-вниз», т.е. от более высокоуровневых, концептуальных документов, к документам низкоуровневым, предметным и «техническим», то для версии 2.7.1 нормативная база создается и вводится в действие иначе (можно проассоциировать этот процесс с «методом постепенных приближений»).

Так, первым документом, регламентирующим МЭДО 2.7.1, стал приказ Минцифры России и ФСО России от 04.12.2020 № 667/233, который ввёл новую версию формата (схемы) обмена по МЭДО. Это низкоуровневый документ, предназначенный для «технической реализации» в СЭД возможности работы с версией 2.7.1. Более того, если аналогичный приказ для версии 2.7, помимо описания схем, содержал дополнительные требования к порядку и бизнес-логике взаимодействия (в частности, к порядку проверки электронных документов при отправке и получении, к визуализации графических элементов регистрационных данных и ЭП документа), то новый приказ для версии 2.7.1, по сути, является текстовым описанием схем обмена. С одной стороны, это делает документ более стабильным в условиях изменений требований бизнес-логики взаимодействия (не потребуется его пересматривать, пересогласовывать и переутверждать), с другой – делает его «пустым» с точки зрения той же бизнес-логики и требует наличия других, уточняющих документов.

И неизбежно следующим стал высокоуровневый документ – Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия. В нем описаны правила и порядок обмена по МЭДО с использованием новой версии формата. Этот документ ввёл понятия «оператора» и «нормативно-справочной информации» (НСИ) и дал толчок к дальнейшему развитию нормативной базы, т.к. для технической реализации положений новых Правил необходим документ соответствующего уровня и содержания.

Таким документом станет новый совместный приказ Минцифры России и ФСО России, утверждающий состав, формат, структуру технологических сообщений МЭДО для обмена НСИ, а также регламенты взаимодействия организатора, операторов и участников информационного взаимодействия при обмене НСИ. В настоящее время документ находится на стадии проекта. И, судя по темпам и планам развития направления МЭДО, процесс разработки нормативной базы еще будет продолжаться.

О бизнес логике, перспективах и ролях МЭДО, а также о заверяющей подписи читайте на сайте ЭОС.