Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch

С началом известных событий цены на все импортные товары резко подскочили. И произошло это не только из-за обрушения курса рубля. Ведь объективно влияние текущих изменений курса валют на ценообразование на товарных рынках не работает так оперативно. Но факт есть факт, цены на всю технику устремились «в космос» уже 25.02.2022. И, несколько дней пошатавшись, закрепились на этой высокой орбите.

На сегодняшний день мы имеем дело в первую очередь с кризисом предложения — доступности товара на складе. Плюс, естественно, с неизбежной в условиях дефицита прямой спекуляцией.

Как сообщают крупнейшие розничные сети, ценник на электробытовую технику в целом подрос на 50%. Но, по нижеприведенным данным, ноутбуки — самый горячий товар компьютерного сегмента — подорожали в среднем на целых 80%.

Посмотрим на картину цен подробнее. Мы проанализировали предложения по категории «Ноутбуки» следующих он-лайн магазинов и маркетплейсов:

· Yandex.Маркет

· М.Видео

· DNS

· «Ситилинк»

Сравнивались данные по ценам на середину февраля и середину марта.

Итак, средний ноутбук с февраля по март вырос в цене с 91 до 165 тыс. руб., т. е. на 74 тысячи или на 81% (см. рис. 1). Что явно превосходит рост официального и биржевого курса рубля. (Упавшего примерно на 60% на момент изменения мартовских цен, и где-то на 40% на момент написания данной статьи - 18-20 марта 2022 г.)

Рис. 1. Средние цены на ноутбуки различных вендоров в феврале и марте 2022 г., тыс. руб.

Кстати, средние цены на рынке ноутбуков пошли в рост еще с четвёртого квартала прошлого года. Рождественский сезон уже показал существенный рост средневзвешенной стоимости продаж. В январе и в первой половине февраля цены на ноутбуки также постепенно росли.

Это было связано с общемировым дефицитом полупроводников, ростом цен на компьютерную технику на уровне производства. Плюс, конкретно в России добавились проблемы с логистикой из-за нехватки морских контейнеров в некоторых отечественных портах. (Поставщики в тот момент описывали процесс не иначе как «логистический кризис», что сегодня, конечно, способно вызывать лишь грустную улыбку.)

Таким образом, текущий взлет цен, он еще и стартует от высокой базы — космодром оказался на высоком плоскогорье. Фактически, если сравнить с ценником ноября-декабря, рост цен на мобильные ПК оказывается двукратным.

Ноутбуки мигом оказались дефицитной позицией. Это видно по данным о количестве предложений в проанализированной базе (см. рис. 2).

Рис. 2. Количество предложений моделей ноутбуков по вендорам в феврале и марте 2022 г., штук.

Всего в февральских данных упоминается 7,7 тыс. артикулов, а в мартовских — лишь 3,8 тыс., т. е. на 50% меньше.

(Кроме того, существенное число мартовских предложений относится к очень старым моделям — от двух и более лет выпуска: продавцы явно доставали из закромов то, что раньше и в официальный каталог магазина было стыдно ставить — складские остатки, ранее сбывавшиеся как уцененка через сторонние сервисы, типа Avito.)

В случае с ноутбуками, мы, безусловно, имеем дело со сверхспросом в моменте, еще и напоровшимся на кризис предложения, который прессовал рынок уже и до того. Народ всегда в тревожные моменты бежит сбрасывать обваливающийся рубль в товары долговременного пользования — и ноутбук — это отличная инвестиция в столь сложное время. Пока старшие поколения штурмовали «Перекресток» и «Пятерочку» на предмет сахара и гречки, младшие обновляли по F5 обваливающиеся сайты dns-shop и market.yandex на предмет покупки ноутбуков.

Сравним, на какие торговые марки цены поднялись сильнее (рис. 3).

Рис. 3. Рост средних цен на ноутбуки с февраля по март 2022 г. по вендорам. %, мар.-22/фев.-22

На рис. 3 видно, что выше среднего выросли ценники на продукцию HP и Lenovo, т. е. лидеров российского рынка по объемам продаж. При этом с первых же дней было известно, что Россию покидают официальные представительства Apple, HP и Dell. Чуть позже о прекращении операций объявил и Asus. Прочие о закрытии официального бизнеса четко не объявляли, но понятно, что операционный кризис — финансы, логистика — наблюдается у всех импортеров.

Любопытно также было бы посмотреть, какого рода модели выросли в цене сильнее всего. Думаете, самые продвинутые? Не тут-то было!

Рис. 4. Средняя рублевая цена на ноутбуки по некоторым категориям в феврале и марте 2022 г., тыс. руб.


Изменение средней цены на ноутбуки различных категорий представлено на рис. 4

· Под ноутбуками «Начального уровня» в данном случае понимаются устройства на усеченной компонентной базе, главным образом, на Atom (Celeron/Pentium Silver серии N. Платформы Apollo Lake, Gemini Lake, Jasper Lake.)

· Под «Рабочими лошадками» — устройства от 14 дюймов и более на стандартных процессорах Intel Core/Pentium Gold или AMD Ryzen серий U с интегрированной графикой.

· Под «игровыми или профессиональными» — с процессорами Core/Ryzen серии H с внешней графикой не ниже nVidia GTX.

· К сегменту Premium относятся выделенные суббренды или серии ноутбуков, позиционируемые как премиальные — элитные модели как розничной так и корпоративной направленности.

Рис. 5. Рост средних цен на ноутбуки с февраля по март 2020 г. по некоторым категориям ноутбуков. %, мар.-22/фев.-22

На рис. 5 видно, что максимальный ценовой рост наблюдается как раз по самым ходовым позициям, то есть «дешевым» моделям, который достигает 90%. В то время как по дорогостоящим позициям рост хотя бы не превышает 70%. Это естественно, потому как спрос на бюджетные решения больше, и товар быстрее заканчивается.

В целом о текущей ситуации со сбытом компьютерной техники сказать можно следующее:

Так называемых товарных кредитов (по сути — передачи товара магазинам на реализацию) сейчас дистрибьюторы не дают никому, и так было сразу с 24-го февраля.

Работа же по 100% предоплате для многих мелких компаний также фактически невозможна из-за очевидных проблем с денежными кредитами. При ставке-то ЦБ в 20%, т. е. от 25% для конечного кредитора из сферы СМБ!

С одной стороны, запасы крупных сетей за февраль вроде бы удалось основательно пополнить — по слухам, значительные партии ноутбуков как раз доехали из транзита, из тех, что задерживались по логистике ранее, иногда с прошлого года. Но все эти запасы к марту уже были сметены с полок.

«Серый» же ввоз (закупки в обход официального канала производителя, закупки через третий рынок) со стороны КНР в перспективе вполне возможен. Но на март месяц это сектор элементарно еще не успел сгруппироваться. Да и там, конечно же, присутствуют все те же операционные проблемы, как и у «официалов».