Согласно предварительному отчету IDC, в 1-м квартале 2016 г. (1Q16) вендоры поставили на мировой рынок 334.9 млн смартфонов, т. е. чуть больше, чем в 1Q15 (334.3 млн штук). Это минимальный годовой прирост за все время наблюдений. В основном это объясняется существенным насыщением развитых рынков, а также снижением поставок смартфонов от двух лидеров рынка — Apple и Samsung.
Однако главное изменение на рынке — это появление среди ведущих вендоров ранее не очень известных китайских брендов OPPO и vivo, которым удалось вытеснить с четвертой и пятой позиции таких игроков, как Lenovo и Xiaomi, кстати, тоже китайских. Динамика китайского рынка, чуть ли не основного драйвера в прошлые годы, существенно замедляется. Если в 2013 г. годовой рост поставок смартфонов здесь составлял 62.5%, то в 2015 г. он упал всего до 2.5%. В то же время средняя продажная цена смартфона (ASP) в Китае за это время выросла с 207 долл. в 2013 г. до 257 долл. в 2015-м.
В 2016 г. ожидается острая конкуренция компаний Huawei, OPPO и vivo, которые в основном работают с моделями стоимостью менее 250 долл., полагают аналитики IDC, хотя им будет трудно соперничать с такими культовыми брендами, как Xiaomi.
Вендоры
Samsung сохранил мировое лидерство (см. таблицу), хотя поставки относительно того же периода прошлого года снизились на 0.6%. Новые модели Galaxy S7 и S7 edge успешно продавались в марте и помогли удержать объемы. В модели S7 успехом пользовались такие возможности, как наличие слота карт microSD в сочетании с водонепроницаемостью. На развивающихся рынках хорошим спросом пользовались более доступные модели Samsung J-series.
У Apple зафиксировано первое в истории снижение в годовом исчислении, объем поставок снизился на 16.3% относительно прошлого года. Как заявил CEO Apple г-н Кук при объявлении итогов квартала, новая модель iPhone SE во втором квартале 2016 г. станет движущей силой продаж смартфонов, она уже хорошо заявила о себе на рынках Китая и Индии.
Компания Huawei продолжала лидировать на домашнем рынке и увеличила свое присутствие за пределами Китая. В результате, показав в 1Q16 рост на 58.4%, она выдвинулась на третью позицию. В дальнейшем компания намерена продолжить конкуренцию с Apple и Samsung.
Компания OPPO поставляет смартфоны с 2011 г., сначала на местном рынке, а с 2012 — и на международном. Сначала это были поставки на Таиланд, затем в страны Южной Азии, а недавно компания стала проникать в другие азиатские страны, а также в регион Ближнего Востока и Африки. OPPO характеризуется наличием большого бюджета на маркетинг, в результате в 2015 г. уже 20% поставок смартфонов были реализованы за пределами Китая. В 1Q16 OPPO продемонстрировала наибольший рост среди первой пятерки — на 153.2% в годовом исчислении.
Компания vivo также поставляет смартфоны с 2011 г., однако в отличие от OPPO ранее была более сфокусирована на домашнем рынке. Лишь в 2014 г. бренд впервые вышел на рынки Южной Азии и Индии. В 2015 г. за пределами Китая продавалось менее 10% всех смартфонов компании. В Китае ее продукция позиционировалась как относительно премиум-класса. Один из наиболее успешно продаваемых компанией смартфонов, флагман X5Pro, также относится к наиболее дорогим, его цена — около 300 долл. Дифференциация бренда vivo заключается в фокусировке на аудио-функциях.
Топ-5 вендоров на рынке смартфонов в период Q1 2016 (поставки в млн штук)
Вендор |
Поставки в 1Q16 |
Доля рынка в 1Q16 |
Поставки в 1Q15 |
Доля рынка в 1Q15 |
Годовая динамика |
Samsung |
81.9 |
24.5% |
82.4 |
24.6% |
-0.6% |
Apple |
51.2 |
15.3% |
61.2 |
18.3% |
-16.3% |
Huawei |
27.5 |
8.2% |
17.4 |
5.2% |
58.4% |
OPPO |
18.5 |
5.5% |
7.3 |
2.2% |
153.2% |
vivo |
14.3 |
4.3% |
6.4 |
1.9% |
123.8% |
Прочие |
141.5 |
42.3% |
159.8 |
47.8% |
-11.4% |
Всего |
334.9 |
100.0% |
334.4 |
100.0% |
0.2% |