IDC представила первую часть ежегодного исследования российского рынка ИТ-услуг, по результатам которого объем российского рынка ИТ-услуг в 2017 г. увеличился в долларах США на 20,7% и составил 5,16 млрд долл. В рублевом выражении по сравнению с предыдущим годом рынок ИТ-услуг вырос на 5,1%. Разница в темпах роста связана с укреплением российского рубля по отношению к доллару США.
Несмотря на относительную стабильность в экономике, к принятию решений о реализации того или иного проекта заказчики по-прежнему подходили очень вдумчиво и тщательно. В первую очередь спросом пользовались проекты, которые позволяли сократить издержки и повысить производительность.
Такой подход благоприятно сказался прежде всего на сегменте услуг консалтинга и кастомизации ПО, ставшим одним из самых динамичных в 2017 г. При этом все большее число приложений потребляется заказчиками через облако, что помогает им лучше прогнозировать операционные расходы и повышает эффективность работы. Как следствие, сегмент хостинга обслуживания и администрирования ПО продолжает прочно удерживать первую позицию по темпам роста на российском рынке ИТ-услуг. Укрепившийся рубль помог производителям ПО и оборудования увеличить объемы продаж, что положительно отразилось и на услугах по поддержке и сопровождению. Дальнейшее проникновение мобильных технологий, систем аналитики, интернета вещей и искусственного интеллекта увеличивает спрос на решения и услуги в области безопасности, а также заказной разработки ПО.
Несмотря на то что понятие «цифровая трансформация» вошло в лексикон ИТ-специалистов достаточно давно, понимание и осознание необходимости «цифровизации» бизнеса пришло к заказчикам и поставщикам ИТ-услуг лишь в последнее время. Поэтому цифровая трансформация, а вместе с ней и анонсированная государственная программа цифровой экономики станут основными факторами, стимулирующими развитие рынка ИТ-услуг в ближайшие годы. Сдерживающим фактором реализации стратегии цифровой трансформации и цифровой экономики может стать проблема нехватки ИТ-специалистов, которая остается актуальной несмотря на меры, предпринимаемые государством.
Если раньше о цифровой трансформации говорилось в будущем времени, то сейчас она уже становится реальностью. Как следствие, соответствующие ИТ-компетенции и сервисы приобретают все большую значимость для всех участников рынка. С одной стороны, для поставщиков ИТ-услуг такая тенденция благоприятна, но с другой – ведет к усилению конкуренции с инсорсинговыми компаниями и внутренними ИТ-департаментами.