Компания IDC опубликовала предварительные данные по мировому рынку смартфонов в 4-м квартале 2018 г. (4Q18) и по прошедшему году в целом. В период 4Q18 вендоры в сумме отгрузили 375.4 млн смартфонов, что соответствует снижению в годовом выражении на 4.9%. Аналитики фиксируют сокращение рынка пятый квартал подряд. Прошедший год в IDC называют худшим для рынка за всё время наблюдений: объем поставок в 2018 г. снизился на 4.1% до значения 1.4 млрд штук. И очень вероятно, что в 1-м квартале 2019 г. снижение продолжится.
Рост в 2018 г. был отмечен лишь на некоторых локальных рынках — в Индии, Индонезии, Корее и Вьетнаме.
Наибольшей проблемой аналитики называют рынок Китая, где 2018 г. стал даже хуже, чем предыдущий (подробнее см.), отгрузки упали более чем на 10%. Виной тут и затоваривание складов, и сокращение затрат потребителей. При этом топ-4 бренда, все китайские — Huawei, OPPO, vivo и Xiaomi — увеличили суммарную долю локального рынка с 66% в 2017 г. почти до 78% в 2018-м.
На мировом рынке положение топ-5 смартфонных компаний укрепилось — на них сейчас приходится 69% всех поставок, тогда как годом ранее — 63%. У рынка много серьезных проблем, но самый главный вызов в том, что бренды продолжают терять долю рынка и позиции в канале.
Табл 1. Топ-5 компаний на мировом рынке смартфонов в период Q4 2018 (поставки в млн штук)
Компания |
Поставки в 4Q18 |
Доля рынка в 4Q18 |
Поставки в 4Q17 |
Доля рынка в 4Q17 |
Годовая динамика |
1. Samsung |
70.4 |
18.7% |
74.5 |
18.9% |
-5.5% |
2. Apple |
68.4 |
18.2% |
77.3 |
19.6% |
-11.5% |
3. Huawei |
60.5 |
16.1% |
42.1 |
10.7% |
43.9% |
4. OPPO |
29.2 |
7.8% |
27.3 |
6.9% |
6.8% |
5. Xiaomi |
28.6 |
7.6% |
28.2 |
7.1% |
1.4% |
Прочие |
118.4 |
31.5% |
145.3 |
36.8% |
-18.5% |
Всего |
375.4 |
100.0% |
394.6 |
100.0% |
-4.9% |
Источник: IDC, 30 января 2019 г.
Ведущие компании
Поставки Samsung в 4Q18 снизились в годовом выражении на 5.5% и составили 70.4 млн смартфонов (см. табл. 1). Этого было достаточно для сохранения лидирующей позиции по кварталу, однако доля рынка компании очередной раз уменьшилась и составила 18.7%. По году в целом ситуация не многим лучше: объем поставок сократился на 8% до 292.3 млн штук (см. табл.2). Аналитики задаются вопросом, сумеет ли компания удержать лидерство в дальнейшем на фоне наступления эры 5G и усиления конкуренции.
У Apple четвертый квартал был одним из самых неудачных — поставки iPhone упали на целых 11.5%, и это несмотря на выход осенью трех новых моделей. По году в целом снижение составило 3.2%, плохое положение отмечено на двух крупнейших для компании локальных рынках (США и Китай). Если в 2019 г. компания не предъявит рынку 5G iPhone и, что важнее, соответствующую экосистему, компании будет туго. Хотя если кто и может сделать это, то именно Apple. Но это точно будет непросто.
Huawei сумела увеличить поставки смартфонов на 43.9% в годовом исчислении и на 33.6% за 2018 г. Растет спрос на линейку смартфонов Honor компании, сейчас на нее приходится почти половина всех отгрузок Huawei. На китайский рынок также приходится примерно половина поставок смартфонов Huawei, но она постепенно снижается, так как компания усиливает продажи на международных рынках, и на каждом из них в 2018 г. поставки выросли.
OPPO нарастила годовые поставки смартфонов на 1.3% относительно 2017 г. Компания в основном работает в Китае, а за его пределами — в основном в Индии и Индонезии, наращивая продажи смартфонов серии А.
Xiaomi в период 4Q18замыкает первую пятерку вендоров. За год в целом компания увеличила поставки смартфонов на 32.2%, отгрузки за год превысила 100 млн. Она также успешно работает в Индии и Индонезии. Кроме того, Xiaomi очень успешно работает в некоторых странах Западной Европы, особенно в Испании. На развивающихся рынка лидируют продажи её линеек Redmi, а на развитых — модели Mi Mix/Max/Pro благодаря привлекательным ценам.
Табл. 2. Топ-5 компаний на мировом рынке смартфонов в 2018 г. (поставки в млн штук).
Компания |
Поставки в 2018 |
Доля рынка в 2018 |
Поставки в 2017 |
Доля рынка в 2017 |
Годовая динамика |
|
1. Samsung |
292.3 |
20.8% |
317.7 |
21.70% |
-8.0% |
|
2. Apple |
208.8 |
14.9% |
215.8 |
14.70% |
-3.2% |
|
3. Huawei |
206 |
14.7% |
154.2 |
10.50% |
33.6% |
|
4. Xiaomi |
122.6 |
8.7% |
92.7 |
6.30% |
32.2% |
|
5. OPPO |
113.1 |
8.1% |
111.7 |
7.60% |
1.3% |
|
Прочие |
462 |
32.9% |
573.4 |
39.10% |
-19.4% |
|
Всего |
1,404.9 |
100.0% |
1,465.5 |
100.0% |
-4.1% |
|
Источник: IDC, 30 января 2019 г.