По данным аналитической компании ITResearch итоговые показатели на российском рынке принтеров и настольных МФУ в 2018 г. оказались лучше ожиданий. Общее количество проданных устройств превысило 2,3 млн шт., что больше показателя предыдущего года на 6,3%.
Таким образом, налицо дальнейшее улучшение динамики рынка. Если в прошлом году, подводя итоги года аналитики отмечали, что после 5 лет непрерывного снижения, в 2017 г. спад на рынке принтеров и настольных МФУ прекратился, то сейчас можно говорить о некотором умеренном, но устойчивом росте.
Правда, в значительной мере, причиной более высокой динамики рынка оказался последний квартал, продажи в котором были гораздо выше обычного. Причинами для такого заметного скачка вполне мог стать отложенный спрос, накопленный за предыдущий период экономии бюджетов и необходимости тратить бюджеты до конца года.
Денежный объем рынка составил около 509 млн долл.. Это несколько ниже по отношению к предыдущему году, и объясняется в основном возобновившейся эрозией цен.
Структура продаж по технологиям была весьма не равномерна. Практически весь количественный рост рынка за год определили лазерные устройства, в то время как продажи в струйном сегменте даже немного сократились.
Всего за год было продано 1,64 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, и впервые с 2012 г. здесь была показана положительная динамика. Другой особенностью года стал опережающий рост продаж лазерных принтеров по сравнению с МФУ, чего не наблюдалось уже много лет.
В тройку лидеров лазерного рынка вошли компании* HP, Kyocera и Samsung , обеспечившие около 62% всех продаж.
Основные тренды в структуре продаж струйных устройств не изменились. Продолжалось, хотя и все менее интенсивно, перераспределение спроса в пользу МФУ, на которые по итогам года пришлось 82%. В обоих подсегментах сократились продажи устройств начального уровня, а основными точкам роста оставались модели струйников со встроенной системой непрерывной подачи чернил (СНПЧ), занимающие все более значимое место в линейках всех вендоров, а также высокопроизводительные принтеры и МФУ, ориентированные на бизнес-приложения. По сравнению с 2017 г. продажи принтеров и МФУ со встроенной СНПЧ возросли на 10%, а бизнес-струйников — почти наполовину.
В категории бескартриджных устройств по-прежнему лидируют продукты компании Epson, хотя конкуренцию со стороны остальных вендоров усилилась. В категории бизнес-струйников основная часть продаж приходится на модели Epson и HP.
Несмотря на небольшое падение годовых продаж в штуках, денежный объем рынка струйников оказался чуть больше, чем в 2017 г., и превысил 100 млн долл. Это следствие структурного изменения продаж: прежде всего сокращения доли начальной категории и повышения спроса на офисные модели.
Подробнее об итогах 2018 г. в различных сегментах российского ИТ-рынка см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка», 2019, № 1.