По данным аналитической компании ITResearch, общие продажи на рынке персональных компьютеров, включая настольные ПК и ноутбуки, по итогам 2020 г. составил 7,75 млн шт.
Годовой рост достиг уровня в 19%. Это наилучший показатель с 2011 года, т. е. еще до начала рецессии на рынке ПК. При этом известно, что на мировом рынке комплектующих наблюдается дефицит, что приводило к ограничениям поставок со стороны вендоров. Так что обозначенные объемы даже не смогли полностью удовлетворить весь имеющийся спрос.
Лидерами рынка по поставкам в общем зачете (все типы ПК) стали HP, Lenovo и Acer, в сумме продавшие 44% всех ПК в России.
Наиболее динамичным сегментом стали, естественно, ноутбуки, обретшие мощную поддержку как основа домашнего парка компьютеров в период самоизоляции. Их было отгружено 4,26 млн шт. — на 25% больше, чем в 2019 г.
Именно мобильные ПК стали в прошедшем году символом перехода от модели «компьютер в каждый дом» к модели «свой компьютер у каждого члена семьи».
При этом наиболее яркими для этого сегмента были 2-ой и 3-й кварталы, пришедшиеся на карантинный период. К концу года продажи замедлились. За 4-й квартал было поставлено 1,14 млн ноутбуков с динамикой лишь плюс 4% к аналогичному периоду прошлого года.
Тройка лидеров по ноутбукам включает те же имена, что и в общем зачете (см. выше), но лидирует в данной номинации Lenovo. Вместе ведущие компании в 2020 г. продали 61% мобильных ПК. Это значение меньше традиционного, так как конкуренция в сегменте усилилась в связи с активизацией брендов второго эшелона и появлением новых имен — Huawei/Honor, например.
Продажи настольных ПК выросли за год на 12,2%. Всего за год было продано 3,49 млн десктопов, из них 1,14 — фактически столько же, сколько и ноутбуков — в завершающем квартале года. На рынке десктопов в кризис также наблюдался рост домашнего сегмента игровых компьютеров, что произошло впервые за много лет. При этом корпоративный сегмент — основной для сбыта настольных ПК — чувствовал себя неустойчиво. После полного затухания в период самоизоляции он, конечно, несколько оживился, но чувствовалось, что многие программы обновления парка рабочих мест в организациях были в итоге секвестированы.
В результате суммарная доля ведущих компаний несколько сократилась. Так, по итогам завершающего полугодия суммарная доля первой десятки поставщиков опустилась ниже половины рынка, хотя традиционно последние годы она превышала 50% сбыта. Местами даже ожил «самосбор» системных блоков и активизировались малые региональные компании. Суммарная доля зарубежных поставщиков снизилась до уровня четверти рынка.
Лидером настольного сегмента стала компания HP. Также в тройку лучших вошли Lenovo и iRu. Их суммарная доля составила 23%.