Не только российский рынок смартфонов сократился по итогам третьего квартала уходящего года. Как сообщает Gartner, и в мировом масштабе продажи смартфонов конечным потребителям снизились год к году на 6,8%.

Главная причина этого снижения — не перенасыщенность рынка и не ослабление покупательной способности вследствие непростой экономической ситуации на фоне продолжающейся пандемии. Спрос-то на смартфоны как раз достаточно высок, указывают аналитики; однако удовлетворить его мешает нехватка таких базовых полупроводниковых компонентов, как контроллеры цепей питания и радиочастотные усилители.

Сокращение поставок этих компонентов ODM-изготовителям смартфонов ведёт к срыву сроков отгрузки партий готовых изделий их заказчикам. Растянутое время ожидания новых партий товара не позволяет вендорам сформировать в канале достаточных складских запасов, что, в свою очередь, ведёт к отсрочкам анонсирования новых моделей (бессмысленно вкладываться в маркетинговые акции, если нет возможности быстро удовлетворить ожидаемый спрос) и в целом замедляет привычный темп появления новинок в этой области ИТ-рынка.

В условиях нехватки компонентов вендоры перераспределяют имеющиеся запасы в пользу более дорогих моделей: если всё равно нет возможности вывести на рынок широкий спектр предложений, логично отдать приоритет гаджетам верхнего диапазона цен, чтобы максимизировать прибыль. Именно поэтому полупроводниковый кризис практически не затронул календарь анонсов и динамику отгрузок флагманских и премиальных смартфонов — что привело к увеличению их продаж относительно уровня III кв. 2020 г.

Мировые розничные продажи смартфонов в III кв. 2020 и 2021 гг.

Компания

Продажи, млн. шт

Q3’2021

Доля рынка, %

Q3’2021

Продажи, млн. шт

Q3’2020

Доля рынка,%

Q3’2020

Samsung

69,0027

20,2

80,1860

22,1

Apple

48,4586

14,2

40,5984

11,1

Xiaomi

44,4833

13,0

44,4054

12,1

Vivo

36,0059

10,5

29,7888

8,1

OPPO

33,6239

9,8

29,8504

8,1

Другие

110,7184

32,3

140,8078

38,4

Всего

342,2928

100

366,2629

100

Источник: Gartner, Ноябрь 2021

Так например, удержание Samsung более чем 20%-ной доли рынка Gartner связывает как раз с чрезвычайно успешными продажами её весьма недешёвых складных смартфонов, — тогда как реализация средних по цене моделей в розничном канале заметно сократилась год к году. В то же время остальные вендоры из первой пятерки увеличили свои продажи и долю и в штучном выражении