Не только российский рынок смартфонов сократился по итогам третьего квартала уходящего года. Как сообщает Gartner, и в мировом масштабе продажи смартфонов конечным потребителям снизились год к году на 6,8%.
Главная причина этого снижения — не перенасыщенность рынка и не ослабление покупательной способности вследствие непростой экономической ситуации на фоне продолжающейся пандемии. Спрос-то на смартфоны как раз достаточно высок, указывают аналитики; однако удовлетворить его мешает нехватка таких базовых полупроводниковых компонентов, как контроллеры цепей питания и радиочастотные усилители.
Сокращение поставок этих компонентов ODM-изготовителям смартфонов ведёт к срыву сроков отгрузки партий готовых изделий их заказчикам. Растянутое время ожидания новых партий товара не позволяет вендорам сформировать в канале достаточных складских запасов, что, в свою очередь, ведёт к отсрочкам анонсирования новых моделей (бессмысленно вкладываться в маркетинговые акции, если нет возможности быстро удовлетворить ожидаемый спрос) и в целом замедляет привычный темп появления новинок в этой области ИТ-рынка.
В условиях нехватки компонентов вендоры перераспределяют имеющиеся запасы в пользу более дорогих моделей: если всё равно нет возможности вывести на рынок широкий спектр предложений, логично отдать приоритет гаджетам верхнего диапазона цен, чтобы максимизировать прибыль. Именно поэтому полупроводниковый кризис практически не затронул календарь анонсов и динамику отгрузок флагманских и премиальных смартфонов — что привело к увеличению их продаж относительно уровня III кв. 2020 г.
Мировые розничные продажи смартфонов в III кв. 2020 и 2021 гг.
Компания |
Продажи, млн. шт Q3’2021 |
Доля рынка, % Q3’2021 |
Продажи, млн. шт Q3’2020 |
Доля рынка,% Q3’2020 |
Samsung |
69,0027 |
20,2 |
80,1860 |
22,1 |
Apple |
48,4586 |
14,2 |
40,5984 |
11,1 |
Xiaomi |
44,4833 |
13,0 |
44,4054 |
12,1 |
Vivo |
36,0059 |
10,5 |
29,7888 |
8,1 |
OPPO |
33,6239 |
9,8 |
29,8504 |
8,1 |
Другие |
110,7184 |
32,3 |
140,8078 |
38,4 |
Всего |
342,2928 |
100 |
366,2629 |
100 |
Источник: Gartner, Ноябрь 2021
Так например, удержание Samsung более чем 20%-ной доли рынка Gartner связывает как раз с чрезвычайно успешными продажами её весьма недешёвых складных смартфонов, — тогда как реализация средних по цене моделей в розничном канале заметно сократилась год к году. В то же время остальные вендоры из первой пятерки увеличили свои продажи и долю и в штучном выражении