Компания IDC опубликовала результаты своего исследования глобального рынка носимых устройств (wearables). В четвёртом квартале 2021 г. поставки носимых устройств увеличились на 10.8% относительно того же периода 2020 г. и составили 171 млн шт. По полному 2021 г. поставки выросли на 20.0% относительно 2020-го и составили 533.6 млн шт.
Наибольшая доля — почти две трети всего рынка — снова пришлась на категорию носимых в ухе (hearables) устройств (наушники и пр.), поставки которых за квартал увеличились на 9.6%. Что касается носимых смарт-часов, то их поставки постепенно отнимают долю у фитнес-браслетов благодаря большему числу функций и возможности их кастомизации. Поставки других, менее известных категорий (таких, как умные очки, кольца, подключенные туфли и проч.) подскочили за квартал на 94.1%, в основном за счёт таких продуктов, как Oura Ring (премиального фитнес-трекера в форме кольца, применяемого для мониторинга сна) и Facebook/Ray-Ban Stories (умные очки со встроенными в дужки фото- и видеокамерами).
Несомненным лидером рынка по итогам года остаётся компания Apple (см. таблицы 1, 2), за которой следуют несколько вендоров с довольно близкими результатами, но существенно отстающими от «яблока». В то же время все они, как и группа «Прочие», показали рост относительно предыдущего года, что указывает на продолжающийся спрос потребителей на первую покупку при росте конкуренции среди вендоров, что в итоге приводит к снижению цен на продукцию.
Ведущие компании в период 4Q21
Apple в период 4Q21 удержала первую позицию с долей рынка 34.9%. Высокая доступность часов линейки Series 7 (после спада в третьем квартале) и запуск на рынок наушников модели AirPod 3 обеспечили компании рост в четвёртом квартале (табл. 1).
Xiaomi сумела удержаться на втором месте и увеличить общий объём поставок, несмотря на падение продаж браслетов. Компания сфокусировалась на поставках часов и удвоила их отгрузки за квартал, наушники также внесли свой вклад в сохранении компании на позиции № 2.
Samsung в последнем квартале года активно продвигала часы серии Galaxy Watch 4 с помощью скидочных акций и программ trade-in. В итоге компании удалось в 4-м квартале увеличить на 3% долю в сегменте смарт-часов относительно того же квартала в 2020 г. Однако в категории hearables рост компании начал замедляться, составив всего 4.3%, тогда как по категории в целом он в этот период достигал 9.5%.
Huawei продемонстрировала впечатляющий рост — 35.6%, при этом компания ведёт агрессивный маркетинг, стараясь нарастить поставки и за пределами Китая. Так, доля поставок компании носимой продукции в Европу в последний квартал года составила 29%, тогда как в этот период годом ранее — 19.9%.
Замыкает пятёрку индийская компания Imagine Marketing, которая в период Q4 2021 добилась роста поставок почти на 70% благодаря широкой продаже в своей стране недорогой носимой продукции (в основном это наушники и смарт-часы) под брендом BoAt. Средняя цена смарт-часов этого бренда существенно ниже $50, что и обеспечило успех этой категории в четвёртом квартале.
Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке носимых устройств в период Q4 2021 (поставки в млн штук)
Компания |
Поставки в 4Q21 |
Доля рынка в 4Q21 |
Поставки в 4Q20 |
Доля рынка в 4Q20 |
Годовая динамика |
1. Apple |
59.7 |
34.9% |
55.6 |
36.0% |
7.3% |
2. Xiaomi |
14.6 |
8.6% |
13.6 |
8.8% |
7.9% |
3. Samsung |
13.6 |
7.9% |
13.1 |
8.5% |
3.8% |
4. Huawei |
11.5 |
6.7% |
8.5 |
5.5% |
35.6% |
5. Imagine Marketing |
9.2 |
5.4% |
5.4 |
3.5% |
69.6% |
Прочие |
62.5 |
36.6% |
58.2 |
37.7% |
7.4% |
Всего |
171.0 |
100.0% |
154.3 |
100.0% |
10.8% |
Источник: IDC, 9 марта 2022 г.
Как отмечают аналитики IDC, всеобщие проблемы с поставками подтолкнули многих вендоров создавать сервисные подразделения, и этот тренд в ближайшие годы будет лишь развиваться и способствовать росту продаж носимой техники за счёт финансирования из средств сервисных служб.
Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке носимых устройств в 2021 г. (поставки в млн штук)
Компания |
Поставки в 2021 г. |
Доля рынка в 2021 г. |
Поставки в 2020 г. |
Доля рынка в 2020 г. |
Годовая динамика |
1. Apple |
161.8 |
30.3% |
151.5 |
34.1% |
6.8% |
2. Xiaomi |
54.4 |
10.2% |
50.8 |
11.4% |
7.1% |
3. Samsung |
48.1 |
9.0% |
40.1 |
9.0% |
20.1% |
4. Huawei |
42.7 |
8.0% |
34.0 |
7.6% |
25.6% |
5. Imagine Marketing |
26.8 |
5.0% |
10.2 |
2.3% |
163.4% |
Прочие |
199.9 |
37.5% |
158.2 |
35.6% |
26.3% |
Всего |
533.6 |
100.0% |
444.7 |
100.0% |
20.0% |
Источник: IDC, 9 марта 2022 г.