В самом начале 2022 г. появилась надежда на восстановление положительной динамики российского рынка принтеров и настольных МФУ, поскольку январские продажи (около 150 тыс. шт.) на 13% превосходили показатель предыдущего года. Однако уже в феврале рынок сократился (год к году) на 23%, а в марте, когда к существующему дефициту продуктового предложения добавились приостановка поставок многих зарубежных вендоров из-за санкций, продажи упали почти наполовину (на 49%).
Всего за первый квартал 2022 г., согласно данным компании ITResearch, в России было продано 373 тыс. устройств, что на 23.5% меньше, чем в 1-м квартале 2021 г. В то же время денежный объем рынка, несмотря на спад в натуральном выражении, увеличился на 7.3%, превысив 121 млн долл., в основном, из-за значительного роста цен на большинство моделей.
После заявлений ведущих западных и японских вендоров принтеров и настольных МФУ о приостановке или прекращении поставок своих продуктов, дистрибьюторы продолжали продвигать товары по уже заключенным ранее сделкам или из своих складских запасов, которые постепенно сокращались. Исключение составляли только продукты китайского производства, частично изготавливающиеся и в России, а также начавшиеся продажи отечественных принтеров и МФУ с торговыми марками Fplus Imaging и «Катюша».
Падение продаж отмечено и в лазерном, и в струйном сегментах, причем во втором спад проявился особенно заметно — продажи и струйных принтеров, и струйных МФУ сократились больше чем на 40%. Здесь особенно проявилась нехватка продуктов.
В лазерном сегменте ситуация выглядела менее драматично — продажи настольных МФУ по сравнению с прошлым годом сократились в штуках на 14.6%, а принтеров — всего на 4%. В целом за первые три месяца было продано 286.9 тыс. лазерных устройств (падение на 11.9%) А в денежном выражении, из-за роста цен, объем лазерного сегмента увеличился почти на 16%.
В целом на рынке принтеров и настольных МФУ лидировали компании Brother, HP и Pantum с общей долей по штукам почти 70%, причем китайский вендор, как и следовало ожидать, оказался единственным, увеличившим продажи по сравнению с 1-м кварталом 2021 г.