Анализ продуктового предложения на рынке LFD
Василий Мочар
В данном обзоре рассматривается продуктовое предложение российского рынка LFD (Large Format Displays) – профессиональных панелей с диагональю от 32 дюймов, предназначенных для публичного использования. В последнем их коренное отличие от т.н. компьютерных мониторов, которые хотя и постоянно растут в размерах, достигнув уже уровня в 42,5 дюймов по диагонали, но предполагают только настольное индивидуальное использование, соответственно относятся к другому сегменту рынка. Все выкладки базируются на результатах регулярных исследований аналитической компании ITResearch, проводимых по данному сегменту рынка с 2007 г. В таблицах 1–4 представлены наиболее продаваемые модели различных классов в первом полугодии 2016 г.
Основные целевые рынки
К традиционным основным целевым рынкам для LFD относятся: розничный сектор органы госуправления, диспетчерские, финансовая сфера, музеи, офисные центры, выставки и мероприятия, видеоконференции… В последнее время также возросла значимость таких объектов, как медицинские организации и сфера образования, а также многочисленные пульты охраны, где большие панели, способные работать в многооконном режиме, становятся предпочтительным решением.
Кстати, здесь хотелось бы отметить один важный тренд последних лет в розничном секторе, формирующем очень значительную долю рынка. Ранее установка панелей в розничном секторе практически однозначно подразумевала приложения Digital Signage, т. е. формирование аудиовизуальной среды для рекламного (!) продвижения представленной в торговых залах продукции, а также прямое зарабатывание оператора панельного парка на демонстрации рекламных роликов от различных компаний.
Но теперь ситуация выглядит совсем по иному. Digital Signage, конечно же, никуда не делся. Однако всё большую роль в рознице приобретают схемы использования панелей для оформления витрин и торговых залов, для того чтобы выделяться в череде однотипных конкурентов в моллах. Кроме того, необходимо информировать покупателей, а также облегчать им выбор товара или блюда (в общепите). И это означает, что данный целевой рынок становится центром притяжения не только для Standard-панелей, но и для самых экзотичных решений, включая видеостены, очень большие панели, непривычные ранее форм-факторы, зеркальные, двусторонние, интерактивные, особо яркие панели и т. д. А это всё LFD с большой добавленной стоимостью, что не может не радовать производителей и их канаьных партнеров.
Если оценить потребности всех целевых рынков – текущие и грядущие, то выходим на потенциальный уровень спроса по всей России в несколько миллионов панелей. Однако до сих пор, по данным ITResearch, их еще продается на порядок меньше. И потенциальный рынок превращается в реальный только при наличии достаточных финансов, а именно с этим пока всё плохо. Вместе с тем мы ожидаем, что (если не будет глобальных катастроф), российский рынок свое уже «отпадал». Поэтому есть шансы, что начинаются существенно более веселые времена подъема со «дна».
В связи с этим на первый план начинает выходить вопрос том, с каким именно продуктовым предложением будут конкурировать между собой основные участники рынка. У кого оно будет наиболее сбалансированным по качеству и цене, а также по покрытию нужд основных целевых рынков? Этот вопрос становится еще актуальнее, поскольку за последние годы произошли также и кратные изменения в количестве участников рынка.
Несмотря на все кризисные явления, на российском рынке наблюдается взрывной рост количества брендов LFD (см. рис. 1). Конечно, зачастую за новичками стоят российские компании (часто это интеграторы), которые ищут привлекательные предложения за рубежом и пытаются их продвигать в России. Несмотря на не очень пока большие объемы, их продукцию также нельзя сбрасывать со счетов. А перерастает ли это «дополнительное» количество моделей в качественное изменение продуктового ландшафта рынка – вопрос немаловажный.
Рис. 1. Количество брендов на российском рынке LFD.
Тренды развития продуктового предложения
Продуктовое предложение на российском рынке LFD быстро развивается и на данный момент включает почти 300 разноплановых моделей. Некоторые технологические тренды здесь можно заметить сразу. Так, явно виден сдвиг рынка в сторону больших диагоналей и увеличение представленности разрешения 4K. Вопрос только в интенсивности этих процессов.
Если говорить об изменениях диагональной структуры, то они действительно, хотя и идут, но не сказать, чтобы очень уж интенсивно (см. рис. 2).
Рис. 2. Изменение структуры рынка LFD по диагоналям панелей.
Если два года назад примерно по четверти всего модельного приложения приходилось на сегменты 39–43, 46–50 и 55 дюймов, то в текущем году значительная часть панелей переместилась в сегмент 55 дюймов, теперь в нем находится примерно 30% всех моделей рынка. Также ощутимый прирост получили самые большие диагонали.
Совсем иная картина с развитием разрешения 4K (3840x2160). Здесь как раз наблюдаются взрывные темпы роста (см. рис. 3), причем такие панели появляются во всех диагональных классах, включая самый маленький типоразмер 32 дюйма. Матрицы с таким разрешением становятся всё доступнее, и при панелях больших диагоналей клиенты уже с определенным недоумением начинают реагировать на предложения с «маленьким» разрешением Full HD.
Всего за два года доля моделей с разрешением 4K увеличилась в восемь раз (!), и теперь это уже полноценный сегмент рынка. (Правда в продажах, в натуральном выражении, до уровня в 10% еще очень и очень далеко).
Рис. 3. Динамика представленности моделей панелей с разрешением 4K.
Стоит добавить, что такое разрешение матрицы представлено всего в двух потребительских классах продукции: Special и Touch. В случае стандартных панелей этого пока еще не может быть по определению, а для видеостен оно также пока неприменимо. Дело в том, что большие составные видеостены и так имеют огромное разрешение, что накладывает высокие требования на видеоконтент. В этих условиях даже Full HD для отдельного «кирпичика» видеостены многовато, так что в некоторых случаях производители даже предлагают панели с разрешением только HD Ready (1366 х 768).
Значительно бОльший интерес представляет изменение структуры рынка панелей по определенным потребительским классам, показывающее, какие стратегические направления сейчас в приоритете у производителей. Поскольку общее количество моделей на рынке заметно выросло, почти в каждом классе продукции оно тоже увеличилось. Вместе с тем эти процессы были крайне неравномерны, что привело в итоге к заметному перераспределению долей данных классов.
Еще два года назад на рынке явно доминировали стандартные модели, на них приходилась почти половина всего продуктового предложения (см. рис. 4).
Рис. 4. Изменение структуры рынка LFD по потребительским классам.
Однако сейчас их доля снизилась до менее чем 35%, и этот тренд обязательно продолжится. Дело в том, что конкуренция здесь носит ценовой характер, а это по силам ограниченному числу производителей. Кроме того, большого количества разноплановых моделей просто не требуется. Вместе с тем ассортимент не может быть и слишком малым, поскольку существует несколько необходимых типоразмеров, в которых нужно обеспечивать присутствие. Скорее всего, на такие панели в более отдаленной перспективе будет приходиться до четверти всего продуктового предложения, что составит около 100 моделей на всех игроков.
Доля самого «денежного» сегмента Wall также снизилась, но здесь спад существенно меньше: за два года доля таких моделей сократилась всего на 1%. Частично это связано с определенными рыночными проблемами данного сегмента рынка, однако мы более склонны объяснять его «вырождением» типоразмеров (об этом чуть ниже). Соответственно особого бума в раздувании модельных рядов здесь мы не ожидаем, даже несмотря на очень вероятное восстановление рынка видеостен в среднесрочной перспективе.
Значительный рост ассортимента специальных панелей мы в первую очередь связываем с продолжающимся открытием новых рыночных ниш, а также с бурным ростом технологий. Сейчас реальными и доступными (по цене) становятся ранее просто немыслимые решения, что не может не отражаться на расширении структуры модельного предложения. И здесь наш прогноз не особенно благоприятный.
Сегмент интерактивных панелей за последнее время испытал наибольшее расширение товарного ассортимента. Но механизмы здесь были несколько другие. Конечно, здесь также есть быстрый технологический прогресс, однако в первую очередь это связано с «молодостью» сегмента. Он еще очень маленький, поэтому опережающее развитие при его хороших рыночных перспективах просто неизбежно. Соответственно за два года доля таких моделей в общем массиве выросла с 14,4 до 23%, и это еще далеко не предел.
Также следует отметить, что многие новички рынка закономерно «не лезут» в массовые сегменты, а предлагают мультисенсорные нишевые решения с огромной диагональю. Потребители такого оборудования чрезвычайно сегментированы, что оставляет множество возможностей мелким компаниям, имеющим доверительные отношения с заказчиками. Кстати, стоит добавить, что даже лидер всего рынка, компания Samsung, которая несколько предыдущих лет ограничивалась только сенсорными насадками на обычные панели, сейчас вышла на рынок с полноценной линейкой интерактивных решений для групповой работы.
Стоимость панелей различных потребительских классов разнится просто кардинально (см. рис. 5). Так, средняя «стандартная» панель стоит определенно меньше 2000 долл., а для «специальных» панелей, несмотря на снижение за последние годы примерно на 4,4 тыс. долл., она превышает 11 тыс. долл. В сегменте видеостен этот показатель составляет около 5,5 тыс., а у мультисенсорных – около 7 тыс. долл.
Рис. 5. Средняя стоимость панелей различных классов.
Возможно, более корректными для сравнения будут относительные показатели. Например, несмотря на то что абсолютное удешевление специальных панелей было максимальным, в относительном выражении они за два года подешевели в среднем «только» на 28%. Рекордсменами же стали сенсорные решения, которые подешевели более чем на треть. С другой стороны, несмотря на, казалось бы, незаметное на рис. 5 снижение стоимости стандартных панелей, в относительных показателях оно составило около 15%, как, впрочем, и у панелей для видеостен. В обоих случаях удешевление еще возможно, но вряд ли оно будет достаточно масштабным. Скорее всего, дальнейшее снижение будет укладываться в 5% за год.
Если распределение рынка по диагоналям в целом интересно скорее «для общего развития», то в разрезе отдельных классов оно уже может представлять практический интерес. По крайней мере оно дает четкое понимание, насколько обширно продуктовое предложение панелей с требуемыми параметрами и нужного размера. В некоторых случаях тщательный поиск и выбор практически бессмысленны, поскольку данные типоразмеры могут быть представлены всего одной-двумя моделями.
В случае Standard-панелей почти всё продуктовое предложение поделено между сопоставимыми типоразмерами: 39–43", 46–50" и 55". На 32 дюйма приходится довольно ограниченное число моделей (см. рис. 6), а дешевых 60-дюймовых аппаратов без особых требований и характеристик и вообще на рынке практически нет.
Рис. 6. Распределение по диагоналям панелей внутри сегмента Standard.
Рис. 7. Распределение панелей по диагоналям внутри сегмента Special.
Рис. 8. Распределение по диагоналям панелей внутри сегмента Wall.
Рис. 9. Распределение по диагоналям панелей внутри сегмента Touch.
Для панелей самого продвинутого класса Special всё модельное предложение закономерно сдвинуто в сторону больших диагоналей, кроме того, набор возможных типоразмеров намного обширнее. Особый интерес вызывает то, что модели с размером свыше 80 дюймов уже представляют собой самый массовый субсегмент (см. рис. 7), а всего через несколько лет он будет занимать львиную долю в данном классе.
Для безрамочных панелей для видеостен, как было упомянуто выше, наблюдается тренд к вырождению диагональных типоразмеров (см. рис. 8). Фактически можно говорить, что сейчас пользователь может выбрать что-то конкурентное только между 46–47 и 55-дюймовыми панелями. Хотелось бы сказать, что скоро здесь останется только один типоразмер (55 дюймов), но не факт. Вполне реальна ситуация, когда, исходя из размеров видеостены, она может быть реализована только на небольших панелях.
Класс Touch (мультисенсорных панелей), так же, как и Special, включает очень значительное число возможных типоразмеров (см. рис. 9). Правда, здесь пока чаще всего встречаются 65-дюймовые аппараты, на которые приходится примерно 28% всего предложения. Стоит отметить, что в случае реализации специализированного решения для сферы образования такого комплекса обычно хватает для класса стандартного размера. Конечно, 84-дюймовые решения еще более привлекательны, и их представленность обязательно продолжит рост, но пока основным их ограничителем является высокая стоимость панелей. Если взять стандартное решение из интерактивной доски сопоставимого размера и видеопроектора, то оно пока еще будет заметно дешевле.
Таблицы 1-4. Товарное предложение в различных сегментах рынка LFD (Standard, Special, Wall, Touch)
Основные производители
Как уже было сказано выше, на российском рынке LFD сейчас представлено более 30 брендов. Среди них есть как те, что пока продаются в незначительных количествах, так и те, у которых крайне ограниченное продуктовое предложение. Лишь у семи компаний продуктовый портфель исчисляется двузначным числом моделей.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.