№4, 2011.
Полные электронные версии статей этого номера доступны только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.
Колонка редактора
Эволюция рыночного ядра
О тенденциях рынка компьютеров и периферии
Несмотря на весь прогресс информационных технологий, включая новомодные облачные вычисления, ядром ИТ-рынка по-прежнему остается базовое массовое рабочее место во главе с Человеком. Ведь собственно для него и с оглядкой на его возможности все делается и развивается.
Конечно, это рабочее место имеет свои индивидуальности, в зависимости, например, от того, это частный или корпоративный пользователь, продвинутый или обычный. Но поскольку общее число таких рабочих мест велико, то и объем обслуживающего рынка весьма значителен. Суммарно рынок компьютеров и базовой периферии (к которой мы, в рамках данной статьи, относим мониторы, настольные печатающие устройства и массовые ИБП) в первой половине 2011г. составил 4053 млн долл. Согласитесь, существенная причина для того, чтобы уделить данному сегменту российского ИТ-рынка пристальное внимание.
Юрий Бонкарев
Итоги и тенденции
Российский ИТ-рынок мобилизует резервы роста
О тенденциях на российском розничном ИТ-рынке
Динамика рынка ИТ-товаров в 2011 г. свидетельствует об окончательном завершении выхода российской ИТ-отрасли из кризиса. Если в первом квартале еще активно реализовывался отложенный во время кризиса спрос, особенно в бизнес-сегменте, то во втором и третьем кварталах развитие рынка уже подчинялось внутренней логике рынка.
По данным компании GFK, основанным на мониторинге розничных продаж конечным пользователям и бизнесу, уже в первой половине 2011 г. объем продаж в денежном выражении превысил уровень аналогичного периода 2008 г. После сезонного снижения во втором квартале, в третьем квартале продажи ИТ-товаров выросли более чем на 10% по сравнению со вторым и на треть — по сравнению с третьим кварталом предыдущего года. Основным источником тенденций развития ИТ-рынка в целом остаются рынки компьютеров и мониторов, в сумме составляющие около 70% всех розничных продаж ИТ.
Андрей Серегин
Компьютеры и комплектующие
Дополнительная реальность
Структура продаж на российском рынке компьютеров
В первом полугодии 2011 г. российский рынок компьютеров — настольных и мобильных (блокнотных) ПК — составил 4670 тыс. шт. На настольный сегмент пришлось 42,6% продаж в натуральном выражении. Он продолжает терять рыночную долю (в аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся ровно половине сегмента.) Соответственно, на обычные ноутбуки пришлось 47,1%, и оставшиеся 10,3% заняли нетбуки. Общий годовой прирост ПК составил 24%.
Однако кроме количественных следует обратить внимание и на качественные изменения компьютерного рынка. За первую половину года уже и в России успел оформиться еще один его подсегмент, не замечать влияния которого теперь невозможно. Конечно же, речь о планшетных ПК. Эта категория, запущенная как продукт массового спроса лишь годом ранее, уже оформилась именно в полноценный сегмент, с определенным уровнем конкуренции и относительно широким ассортиментом.
Дмитрий Шульгин
И все-таки 10”
Товарное предложение на российском рынке планшетов
К моменту написания настоящего обзора уже можно с уверенностью говорить о том, что рынок Tablet PC в значительной мере сложился. При продолжающемся сверхинтенсивном развитии основная ассортиментная картина ясна. И это уже не перечень, подготовленный по анонсам продуктов, которые только еще ожидаются каналом поставок — так составлялись наши предыдущие обзоры на эту тематику. Это реальные предложения, которые уже продавались в России во II и III кварталах 2011 г.
Давайте вспомним, как происходило формирование данного товарного кластера, каковы были идеи развития этой товарной категории как массового продукта. После грандиозного запуска Apple iPad в первой половине 2010 г. рынок пришел в состояние некоторого шока. Во-первых, все понимали, что создать близкое по качеству решение на имевшейся в распоряжении индустрии компонентной и программной базе — крайне непросто. Кроме того, рамки коридора цена/качество для конкурентов сразу были заданы сверхжесткие.
Дмитрий Шульгин
Средства визуализации
Успехи и разочарования
Структура продаж на рынке визуальных средств
Первая половина 2011 г., скорее всего, надолго не запомнится никому. И связано это с тем, что прошла она достаточно спокойно, без значительного числа провалов, прорывов и потрясений. Истерия вокруг европейских долгов раскрутилась уже после середины лета. Вместе с тем на российском рынке визуальных средств, несмотря на относительно спокойную внешнюю обстановку, первое полугодие 2011 г. было на самом деле очень неровным и зачастую непредсказуемым, с локальными успехами и разочарованиями. И это естественно, поскольку в данную отрасль входят сразу три технологических сегмента (компьютерные мониторы, информационные панели, мультимедийные видеопроекторы), каждый из которых пребывает на своем этапе жизненного цикла, а значит, развивается по абсолютно различным законам.
Сергей Денисов, Василий Мочар
Ценовые движения
Анализ динамики цен на российском рынке мониторов
Теория жизненных циклов — одна из наиболее интересных тем в теории маркетинга, тем более что в ней есть и существенное прикладное значение. Четко представляя, на каком этапе жизненного цикла находится тот или иной продукт, можно достаточно уверенно планировать все четыре классические составляющие маркетинга (продукт, цена, канал, продвижение). Очень важно правильно управлять растущим рынком, но не менее важно правильно работать на рынке зрелом, который находится на этапе «плато» и даже «спада».
Такой падающей отраслью на данный момент является рынок мониторов, переживающий не лучшие времена. Здесь фиксируется общее падение объемов продаж и опережающее снижение выручки, обусловленное снижением средневзвешенной стоимости мониторов, и последнее происходит даже на фоне перманентного структурного сдвига в сторону больших диагоналей. Очевидно, что ценовые движения в последнее время стали настолько сильными, что в отличие от предыдущих лет структурный сдвиг уже не может скомпенсировать общего удешевления. Данный фактор необходимо проанализировать глубже, что и сделано в данном обзоре.
Сергей Денисов, Василий Мочар
Электронные ридеры: вчера, сегодня и завтра
О структуре российского рынка электронных устройств чтения
Российский рынок электронных букридеров (e-readers) растет стремительными темпами: по данным аналитической группы SmartMarketing, в первой половине 2011 г. в России была продана 421 тыс. ридеров, в то время как за весь 2010 г. — около 500 тыс. электронных читалок, т. е. за полгода ридеров продали чуть меньше, чем за весь прошлый год. При этом эксперты прогнозируют, что в 2011 г. своих хозяев найдут до 1 млн подобных устройств. Первые «читалки», появившиеся в России около
Количество брендов, которые предлагают подобные устройства, также растет как на дрожжах. Если в начале 2010 г. на российском рынке официально присутствовало около 10 торговых марок ридеров, то теперь их более 40.
Марина Рожкова
Устройства hardcopy
Рынок не торопится
Структура продаж на рынке периферийных устройств
В первом полугодии 2011 г. во всех сегментах офисных устройств, составляющих основную часть рынка hardcopy (принтеров, настольных МФУ, планшетных и документных сканеров), показатели продаж были лучше, чем в соответствующий период 2010 г. Хотя начало года традиционно является не самым благоприятным временем с точки зрения покупательской активности как в корпоративном, так и в домашнем потребительских секторах, все же восстановление спроса (за исключением отдельных категорий продуктов) идет не так быстро, как можно было ожидать после резкого спада 2009 г.
Владимир Миронос
Многофункциональность и цвет в формате А3
Новое предложение компании «Самсунг» для корпоративной печати
В ноябре 2011 г. компания «Самсунг» представила первые практические результаты проекта Cosmos — серийные образцы лазерных цветных многофункциональных устройств печати формата A3. Это событие надо рассматривать не просто как расширение модельного ряда известного игрока рынка печати, это серьезнейшая заявка «Самсунга» на дальнейшее укрепление позиций на рынке корпоративной печати, способная внести заметные коррективы в его структуру.
Структура современного рынка печати такова, что более 95% выводимых материалов приходится на документы формата A4. Вместе с тем в денежной системе координат ситуация почти зеркально противоположная — аналитики прогнозируют к этому же периоду около 80% рынка устройствам формата A3. Причина проста — это гораздо более сложные и дорогие устройства.
Производители, а также их партнеры испытывают вполне естественное желание работать на этом большом рынке, к тому же и прибыльность бизнеса здесь выше. Но, к сожалению, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Сегмент A3 требует как от производителей оборудования, так и от его поставщиков клиентам особой, повышенной компетенции.
Олег Епишин
Инфраструктурные решения
Ждем перемен
Анализ продуктового предложения на рынке «тяжелых» ИБП
Рынок тяжелых инфраструктурных ИБП представляет собой крайне специфичную отрасль, где соединяются интересы значительного числа разнородных заказчиков. В обзоре традиционно представлены устройства ведущих вендоров на российском рынке инфраструктурных решений. В настоящее время это APC by Schneider Electric, Chloride, Eaton, Emerson NP (Liebert), GE DE, Delta Electronics, Inelt, Newave, Powercom, Socomec UPS, Tripp Lite. Есть также еще несколько производителей, чья продукция оказывает некоторое влияние на рынок, но мы их не анализируем в этом обзоре. Дело в том, что они работают на «закрытых» рынках и традиционно не проявляют готовности к публичности.
Василий Мочар
Мечты об облаках
Структура продаж на рынке ИБП
После достаточно удачного 2010 г., когда большинство продуктовых сегментов ИТ-рынка дружно восстанавливались после кризиса, в 2011 г. ожидалось продолжение зародившегося тренда. Как показывают уже подведенные результаты первого полугодия, эти надежды в целом оправдались. Экономическая ситуация внушает некоторый оптимизм и ожидания, что и традиционно самый основной сезон — конец года — не будет смазан, позволив выполнить и перевыполнить планы.
В целом первое полугодие 2011 г. на российском рынке ИБП было довольно интересным. Был ряд немаловажных новостей, связанных с вендорами, были и существенные структурные сдвиги, зародившиеся, впрочем, еще в прошлом. Но все же было одно отличие от предыдущих полугодий: это тема дата-центров и облачных вычислений.
Василий Мочар
Лего-конструкторы
Особенности модульных ИБП для ЦОДов
В данном обзоре, являющимся логическим продолжением статьи, опубликованной в предыдущем номере «Бестселлеров», проанализированы особенности применения модульных ИБП при построении дата-центров, показаны сильные и слабые стороны данного оборудования, а также представлены существующие конкурентные решения. Кроме того, на основании разработанной экспертами методики определена достаточно узкая группа ключевых факторов сравнения, которые реально необходимо принимать во внимание при выборе тех или иных модульных ИБП для построения инфраструктуры ЦОДов.
Вкратце описано, чем архитектура модульных ИБП отличается от «классических» систем. В первую очередь нужно понимать, что модульные ИБП изначально разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить максимальную отказоустойчивость системы. Они «набираются» из силовых модулей, которые представляют собой полностью независимые полноценные отдельные ИБП.
Василий Мочар
Сети и телекоммуникации
Какой Интернет победит?
Преимущества и недостатки фиксированного и мобильного доступа в Сеть
Появление Интернета и его стремительное вхождение в нашу жизнь может рассматриваться как главный результат развития информационных технологий прошедшего десятилетия.
На данный момент проводной ШПД дает высокую скорость, мобильный — возможность в любое время выйти в Сеть без жестких ограничений на свое местоположение, в том числе и в тех местах, где нет фиксированного доступа. Но какой тип доступа в итоге станет наиболее востребованным, в какой выгоднее инвестировать операторам связи сегодня? Что выбрать конечным пользователям? Каковы драйверы роста этих сегментов? В каких ситуациях чаще используется мобильный, а в каких — проводной Интернет? На эти вопросы автор постарался ответить в данной статье, опираясь на мнения экспертов различных аналитических компаний.
Петр Чачин
Интернет: успехи и перспективы
О тенденциях развития Глобальной Сети
Всемирная Сеть становится все более мощным и жизненно необходимым средством связи, инструментом ведения бизнеса и источником знаний для всех жителей планеты. Пропускная способность магистралей расширяется, параллельно удешевляется стоимость передачи данных в расчете на мегабит. Все эти тенденции отражены в очередном исследовании рынка магистральных интернет-операторов, которое опубликовала аналитическая компания TeleGeography. Основные результаты этого исследования в данной статье и представлены.
Глобальная Сеть старается успеть за растущим спросом на мегабиты информации. В 2011 г. главным требованием пользователей Интернета стала пропускная способность каналов, а не речевые сервисы, которые последние пару лет прочно удерживались на вершине рейтинга спроса. И вот, в 2011 г. ширина международных интернет-каналов в 4 раза превысила суммарную пропускную способность телефонных каналов и линий частных сетей.
Галина Большова
Системы хранения данных
NAS-серверы – что изменилось за год
Товарное предложение на рынке систем хранения класса NAS-серверы
Примерно год назад наше издание опубликовало обзор предназначенных для СМБ NAS-систем начального уровня, представленных на российском рынке. За прошедший год модельный ряд большинства вендоров этих систем мало изменился. Из новых NAS-серверов можно отметить лишь Iomega StorCenter PX — серию выпущенных дочерней компанией EMC систем хранении для бизнеса, которая состоит из четырех- и шестидисковых настольной и одной четырехдисковой стоечной моделей. Пока StorCenter PX является единственной NAS-начального уровня, в которой как опция поддерживаются твердотельные диски.
Лев Левин
В ожидании Больших Данных
Товарное предложение на рынке масштабируемых NAS
За последние два года масштабируемые (scale-out) NAS стали одной из самых горячих тем в индустрии хранения, что продемонстрировала серия недавних поглощений разработчиков таких систем, предпринятых крупнейшими вендорами СХД, включая сделки Hitachi Data Systems — BlueArc, Dell — Exanet, HP — Ibrix и EMC — Isilon. Кроме того, корпорация IBM в 2010 г. вывела на рынок масштабируемую NAS собственной разработки SONAS, хотя до этого несколько лет достаточно успешно продавала (и продолжает продавать) под собственной торговой маркой NAS-системы NetApp. Чтобы понять причины всплеска интереса к этому классу СХД, стоит пояснить их отличия от классических NAS.
Лев Левин