Согласно исследованию компании J’son & Partners Consulting, в 2010 г. в России рынок мобильного контента показал очень хорошие темпы роста — 26%. Схожие темпы продемонстрировала еще только Индия. Это объясняется некоторым отставанием растущих рынков России и Индии от достаточно давно сформировавшихся рынков стран Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии, из числа которых самый большой прирост по итогам 2010 г. зафиксирован у Германии — 19%. Канада и США показали более скромные результаты — 16% и 14% соответственно. Еще медленнее растут рынки Юго-Восточной Азии: Япония демонстрирует 11% рост, Китай и Южная Корея — по 9% (см. рис. 1).

Рис. 1. Темпы роста рынка мобильного контента в различных странах мира.

Источники: Informa, J’son & Partners Consulting

В исследовании отмечается, что рынку мобильного контента как рынку сервис-провайдеров приходит на смену новая модель, где основными точками роста будут мультиплатформенные решения операторов и магазины приложений. Пока еще большая часть контента продается по старой модели, но тренд очевиден: пользователей привлекает повышенное качество контента и большое количество независимых поставщиков. Кроме того, короткие цепочки формирования стоимости и более прозрачные бизнес-модели («разработчик — магазин контента — пользователь» и «правообладатель — мультиплатформенный портал оператора» вместо прежней модели «разработчик — правообладатель — агрегатор/сервис-провайдер — оператор») сокращают стоимость продукта и позволяют пользователю четко понимать, кому он перечисляет деньги. Также немаловажную роль в изменении модели рынка играет активность независимых разработчиков, которые увидели для себя возможность заработать на ранее практически закрытом рынке.

Тенденцию к изменению модели потребления хорошо иллюстрирует возросшая на российском рынке доля приложений, приобретенных пользователем напрямую через магазины AppStore и Android Market. В 2009 г. доля таких приложений не превышала 6%, в 2010 г. этот сегмент продемонстрировал двукратный рост и составил уже 12% (рис. 2). Остальное пока пришлось на продажи операторов.

Рис. 2. Динамика структуры российского рынка мобильного контента.

Источник: J’son & Partners Consulting

Из «традиционных видов» мобильного контента главным по-прежнему остается RBT (ring-back tone) — 41%. RBT вместе с сегментом mp3 и рингтонов занимает практически половину рынка. Вторым по объему сегментом стали java-игры — 20%. И замыкает тройку лидеров сегмент контента магазинов приложений — 12%. Также значительный рост в 2010 г. продемонстрировал сегмент мобильного телевидения, достигший 6% (рис. 3).

Рис. 3 Структура российского рынка мобильного контента

Источник: J’son & Partners Consulting

Прогнозы и перспективы

Сегодня рынок мобильного контента состоит из трех сегментов: продаваемый по прежней «сервис-провайдерской» модели, приобретаемый через операторские мультиплатформенные решения и приобретаемый в магазинах приложений. По прогнозам J’son & Partners Consulting, одним из главных драйверов роста рынка мобильного контента останется развитие магазинов приложений мобильных экосистем. Кроме того, операторы будут стараться активно продвигать свои мультиплатформенные сервисы (такие, как портал «МегаФона» «Трава» и «Омлет» от МТС). Доля сервис-провайдеров на этом рынке будет сокращаться.

Описанные тенденции приведут к тому, что в 2012 г. доля контента, продаваемого по новой модели через мультиплатформенные решения операторов, достигнет 26%.

Сам же рынок доступа к контенту с «маленького экрана» все больше и больше будет походить на рынок потребления контента в Интернете. По мнению аналитиков, в 2012 г. доли видов контента распределятся следующим образом: контент магазинов приложений вырастет до 29% за счет роста платформ Android и Apple, cегмент видео вырастет до 8%, а сегмент мобильного телевидения и VoD — до 12% благодаря активности операторов и росту продаж через мультиплатформенные контентные решения. Также станет заметным новый вид контента — музыка, продаваемая через этот операторский канал, его доля достигнет 7%. Количество контента, продаваемого по прежним каналам, останется примерно на уровне 2010 г., но доля «традиционных» продуктов снизится: RBT займет 23%, а java-игры — 11%.

* К мобильному контенту J’son & Partners Consulting относит медийные продукты, потребляемые пользователем через мобильные устройства: загружаемое и streaming-видео, мобильное ТВ, игры, приложения, музыку, информационные подписки, а также RBT. В рамках данного исследования к мобильному контенту не были отнесены базовые VAS, а также такие услуги, как IVR.