По предварительным данным ИАА TelecomDaily, общее количество абонентов платного ТВ в России по итогам 2016 г. составило 41,28 млн абонентов. Таким образом, зафиксирован прирост за год на уровне 1,66 млн новых подписчиков. Четвертый квартал 2016 г. оказался самым лучшим по приросту абонентов в прошедшем году (см. диаграмму 1).
Уровень проникновения сервисов платного ТВ достиг по итогам года 74%. Средний чек на одного абонента составил 150 руб. в месяц. Объем рынка платного ТВ за 2016 г. составил 72,1 млрд. руб. (по итогам 2016 г. было 67,5 млрд. руб.).
Диаграмма 1.
Динамика роста абонентской базы платного ТВ поквартально, тыс. абонентов
Источник: TelecomDaily
Порядка 90% подключений в 2016 г. принадлежит первой «пятерке» крупнейших операторов ТВ.
Лидер рынка, спутниковый оператор «Триколор ТВ», за 2016 г. увеличил абонентскую базу на 340 тыс., до 12,14 млн домохозяйств (см. таблицу). Второй по величине игрок, «Ростелеком», увеличил базу подписчиков на 800 тыс., до 9,4 млн. Идущий третьим «Орион» увеличил базу на 153 тыс., до 2,953 млн абонентов, укрепив свои позиции в тройке лидеров и не позволив компании «ЭР-Телеком» обойти себя, несмотря на покупку «ВестКолл».
Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2016 года
* - с учетом покупки компании «Вестколл»
**- без учета спутникового сегмента
Источник: TelecomDaily
Аналитики отмечают, что спутниковое телевидение вернулось к высоким показателям продаж и продолжает оставаться наиболее востребованной технологией передачи ТВ-сигнала на рынке платного ТВ в России (на него приходится 465 рынка). Интерактивное ТВ пока растет слабо из-за отсутствия строительства сетей большинством игроков в новых регионах, за исключением «Ростелекома», который в 2016 г. обеспечил почти половину всех подключений. На этот сегмент пришлось 15% рынка, а на кабельное ТВ — 39% рынка.