Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2016 г. В целом, по данным ITResearch, в 2016 г. целый ряд сегментов российского ИТ-рынка показал положительную динамику .
Компьютеры
В 2016 г. в России было продано 5084 тыс. компьютеров. В это число входят настольные ПК (включая AIO) и ноутбуки. В натуральном выражении рынок в сравнении с 2015 г. вырос на 1%. Это позволяет констатировать, что продолжительное падение в секторе ПК завершено, и рынок переходит к осторожному восстановлению. До этого на протяжении трех сезонов с 2013 по 2015 гг. продажи ПК сокращались на десятки процентов в год. Десктопов было продано 2160 тыс. шт. Сегмент вырос на 7,5%, причем за счет увеличения продаж стандартных системных блоков. Моноблоки же, которых было продано 266 тыс. шт., напротив, снизились в объемах на 10,7%. Сегмент ноутбуков за год сократился в натуральном выражении на 4%. Их было отгружено 2923 тыс. штук.
Планшетные ПК
Продажи планшетных ПК (устройства с диагональю от 7 до 12,9 дюймов) в России за 2016 г. составили 4,9 млн штук на сумму в 50,2 млрд руб. По сравнению с 2015 г. это соответствует снижению на 24 и 14% соответственно. И хотя сокращение было намного меньше, чем в 2015 г., когда рынок уменьшился на треть, можно считать что планшеты находятся в нисходящем тренде.
Данный спад был обусловлен в первую очередь обвалом продаж 7-дюймовых планшетов, которые не выдержали конкуренции с фаблетами. Продажи 10,1-дюймовых устройств, напротив, даже выросли по сравнению с прошлым годом, подняв долю данного субсегмента до трети всего рынка (в натуральном выражении). На этом падающем рынке происходят значительные изменения в рейтингах компаний.
Принтеры и настольные МФУ
В 2016 г. российский рынок принтеров и настольных МФУ замедлил свое падение, хотя по отношению к предыдущему году продолжал оставаться в минусе. Всего за этот период было продано 2.2 млн устройств, что на 11.9% меньше, чем в 2015 г. Несколько больше, на 13.5%, сократились продажи принтеров, на которые пришлось примерно треть всех проданных устройств, а в сегменте настольных МФУ падение составило около 11%.
Особенностью рынка стал рост его объема в денежном выражении, несмотря на сокращение количества проданных продуктов. По сравнению с 2015 г. он увеличился на 4,5 %, составив почти 409 млн долл. Основными факторами, повлиявшими на соотношение динамики продаж в штуках и деньгах, стали рост цен и изменения в структуре спроса и продуктового предложения, прежде всего – увеличение доли более производительных и функциональных устройств.
В лазерном сегменте было продано 1.57 млн устройств, что на 14,2% меньше, чем годом раньше. В струйном сегменте за год было продано 626 тыс. принтеров и МФУ, почти на 6% меньше, чем в 2015 г.
Сканеры
Показатели продаж в основных сегментах рынка сканеров в 2016 г. были лучше, чем в предыдущем – падение спроса на планшетные сканеры замедлились, а на документ-сканеры и вовсе прекратилось.
После значительного падения рынка планшетных сканеров в 2015 г., в прошлом году темпы снижения продаж замедлились, составив всего 14%. В целом за год было продано 71,5 тыс. устройств, а денежный объем рынка составил 7 млн долл., на 10,5% меньше, чем годом раньше.
Документ-сканеры остаются одним из устойчивых сегментов российского ИТ рынка. В 2016 г. было продано около 28,1 тыс. устройств, что всего на 0,3% меньше, чем в 2015 г. При этом спрос заметно сместился в нижнюю категорию документ-сканеров производительностью до 30 стр./мин, которых было продано на 10% больше, чем годом раньше. Во всех более скоростных сегментах рынка продажи сократились, что привело к снижению его объема в деньгах на 17%. Одной из точек роста рынка оставалась категория сетевых моделей, которых было продано почти на 20% больше, чем в 2015 г.
Фотобумага
На рынке листовой. фотобумаги в 2016 г продолжалось снижение. Всего было продано около 2,6 млн пачек на сумму 17 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок сократился на 11% в натуральном и на 15% в денежном выражении. Это ощутимо хуже, чем в 2014 и 2015 гг., когда данный сегмент был, наоборот, немного более устойчив по сравнению с остальным ИТ-рынком. Нисходящий тренд обусловлен, видимо, всё большим распространением смартфонов и снижением необходимости и желания распечатывать фотографии.
Мониторы
Всего за 2016 г. в России было продано 2,33 млн мониторов. По сравнению с 2015 г. рост составил 10,6%, что оказалось заметно выше ожиданий начала 2016 г. В денежном выражении продажи 2016 г. составили 369 млн долл., и годовой рост соответственно 5,4%. Это в два раза меньше, чем в натуральном выражении, и обусловлено снижением средневзвешенной стоимости мониторов. Впрочем, данный факт в данном случае не является негативным, поскольку был связан со значительными отгрузками недорогих мониторов в тендеры.
2016 г. фактически оказался последним для мониторов стандартного формата (соотношение сторон 5:4 и 4:3). Они окончательно еще не ушли с рынка, но их продажи уже просто мизерны. Так что рынок мониторов теперь можно считать «широкоформатным».
Информационные панели
На российском рынке LFD в 2016 г. было продано 32,8 тыс. панелей на сумму около 97,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. в натуральном выражении рынок вырос на 15,8% и на 28,5% в денежном. Средневзвешенная стоимость составила без малого 3000 долл., увеличившись за год на 11%.
В отличие от других ИТ-отраслей на рынке LFD чувствовался общий растущий тренд. Положительные итоги 2016 г. привели к тому, что установленная база LFD в России уверенно перешагнула за отметку в 200 тыс. панелей. Но до насыщения рынка еще очень далеко.
Проекторы
Всего за 2016 г. было продано 95,7 тыс. проекторов на сумму в 96,2 млн долл. Итоги 2015 г. были превышены соответственно на 3 и 9%. При этом год был очень неровным: первое полугодие оказалось полностью провальным, но потери были перекрыты неплохим вторым полугодием. В целом динамика рынка недотянула до прогнозных величин (+10%), что связано с очень нехорошей ситуацией с образовательными тендерами.
Небольшой рост средневзвешенной стоимости проекторов был связан с тем, что в 2016 г. на 2% уменьшилась доля «сверхдешевых» (до 500 долл.) моделей. Сегмент аппаратов 500-750 долл. остался примерно на прежнем уровне, а в среднем ценовом диапазоне (от 750 до 1500 долл.) был неплохой рост, который в наибольшей степени страдал в прошлые годы.
ИБП
За 2016 г. на российском рынке было продано 1,08 млн ИБП переменного тока на сумму в 292,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок вырос на 4,5% в штуках и на 9,2% в деньгах. Динамика хотя и не впечатляет, но главное, что она оказалась положительной, что и прогнозировалось в начале года.
В 2016 г. наблюдался опережающий рост относительно дешевых решений, причем как за счет усиления производителей с традиционно более низкими ценами, так и благодаря росту спроса на более доступные модели у остальных производителей. В результате «средний» on-line ИБП к концу года подешевел без малого на 20%. И это не очень хороший (кризисный) признак, означающий, что назревшее обновление и расширение инфраструктуры во многих случаях происходит за счет самых доступных по цене решений.
Полную версию итогов ИТ-года на российском рынке читайте в бумажной версии «Бестселлеров ИТ-рынка», 2017 № 1.