Компания IDC представила базовые оценки российского рынка мобильных телефонов в 1 квартале 2017 г. Всего с января по март 2017 г. в Россию поставлено 8,438 млн мобильных телефонов, что почти на 17,5 % выше, чем в 1 квартале прошлого года.
Аналитики отмечают рост средней цены продаваемых смартфонов, составивший по отношению к последнему кварталу 2016 г. около 40 долл. В результате средняя цена смартфона возросла до 208 долл.
«После ослабления рубля в конце 2014 г. цены на смартфоны на базе Android на российском рынке были в среднем ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы, поскольку потребители продолжали интересоваться смартфонами той же ценовой категории в рублях, что и до кризиса. Сейчас ситуация изменилась, и россияне стали снова тратить больше денег на покупку смартфонов», — утверждает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов, IDC CEMA.
Еще одним признаком восстановления рынка после валютных потрясений стал тот факт, что доля телефонов LTE снова начала расти, хотя на протяжении трех предыдущих кварталов оставалась неизменной. Сейчас этот стандарт поддерживают две трети телефонов, продаваемых в России, и он постепенно становится «новой нормой».
Из других технологических трендов отмечается что простые кнопочные телефоны по-прежнему пользуются спросом, впрочем, эта тенденция прослеживается во всем мире.
В первом квартале 2017 г. наблюдались существенные изменения в положении поставщиков на рынке мобильных устройств. Популярность Huawei стремительно растет; особенно это относится к бюджетному бренду Honor, который в России уже готов соперничать с самим брендом Huawei. Среди прочих китайских брендов неплохое положение в сегменте начального уровня занимают смартфоны ZTE Blade. А вот Lenovo теряет позиции. В первом квартале доля этой компании составила менее 1%, в то время как на пике популярности, в третьем квартале 2015 г., была 18 %.
В целом бренды первого эшелона набирают обороты, в то время как ориентированная на российский рынок бюджетная продукция Fly и товары региональной сети магазинов электроники DEXP в последнее время испытывают трудности.
В верхнем сегменте рынка по-прежнему доминирует Apple. Достойную конкуренцию ей составила только компания Samsung: дорогие телефоны Samsung 7 и 7 Plus прекрасно продаются в России, как продавались и более ранние модели 6 и 6 Plus, но, по словам Виноградовой, объемы продаж начинают снижаться. К категории «премиум» также относятся некоторые модели Sony Xperia, например, Z5, и Huawei P10, но первенство Apple остается несокрушимым. Чемпионом продаж среди устройств Apple стал iPhone 7, потеснив модели 6S, а импорт более дешевых моделей SE несколько сократился.
В целом аналитики прогнозируют что российский рынок мобильных телефонов останется рынком с очень высокой ценовой конкуренцией по сравнению, например, с Западной Европой.