Объем продаж на российском рынке принтеров и настольных МФУ в 1-м квартале 2020 г., согласно данным аналитической компании ITResearch, оказался лучше ожидаемого. Всего за первые три месяца было продано 517.3 тыс. устройств, на 8.7% больше, чем в начале 2019 г., при этом денежный объем рынка увеличился на 12.5%, составив 112.8 млн долл. Такие показатели могли бы свидетельствовать о продолжении положительного тренда прошлого года, в котором продажи росли от квартала к кварталу. Однако в этом году, в условиях распространения эпидемии, такой тренд сохраниться не сможет.
Судя по всему, положительные итоги 1-го квартала 2019 связаны с повышенной закупочной активностью канальных партнеров вендоров, что, в свою очередь, явилось следствием ожидаемых проблем с дефицитом продуктов, перебоями в логистических цепочках и весьма вероятным ростом цен. Собственно, еще в феврале некоторые дистрибьюторы настоятельно советовали своим канальным партнерам «инвестировать в склад», делая закупки по существующим ценам, что в дальнейшем позволило бы им сохранить приемлемый уровень прибыльности.
Предполагалось, что влияние ограничений, связанных с COVID-19, начнется со второго квартала, и действительно, уже в апреле продажи стали сокращаться, реагируя на падение спроса как в ритейле, так и в корпоративном сегменте. Судя по ухудшающейся экономической ситуации, со второго квартала следует ожидать довольно значительного падения рынка печатающих устройств, и первый квартал может оказаться самым лучшим в году. Дополнительная потребность в принтерах для домашних офисов, возникшая в связи с переходом многих пользователей на удаленную работу, по-видимому, была уже удовлетворена и в дальнейшем не сможет поддерживать спрос.
Положительная динамика продаж в первом квартале целиком обеспечена лазерными устройствами, которых было продано 351.3 тыс. шт., на 14.5% больше, чем годом раньше. Струйных принтеров и МФУ было продано 165 тыс. шт., на 1.7% меньше, чем в 1-м квартале 2019 г.
В лазерном сегменте продажи росли в обеих категориях устройств, однако, в отличие от прошлого года, более высокие темпы демонстрировали настольные МФУ, восполнявшие дефицит предыдущего периода.
Очевидным трендом продолжает оставаться смещение потребительского спроса на менее дорогие устройства, что отражает падение платежеспособности и среди домашних потребителей, и в малом бизнесе. И в категории монохромных принтеров, и настольных МФУ выросла доля моделей производительностью до 20 стр./мин, в то время как во всех более скоростных диапазонах этот показатель снизился, при этом гораздо более заметным это изменение структуры было в категории бюджетных принтеров — продажи моделей начального уровня за год возросли в полтора раза.
В структуре продаж струйного сегмента тенденция была обратной. По сравнению с прошлым годом заметно сократились продажи именно в нижних ценовых сегментах (до 200 долл.) и принтеров, и МФУ, в то время как в старших категориях устройств этот показатель вырос. Основными точками роста струйного рынка продолжают оставаться бескартриджные принтеры и МФУ, продажи которых за год увеличились на 13%, а также наиболее производительные модели для бизнес-приложений.
В рейтинге вендоров на российском рынке принтеров и настольных МФУ в целом лидирующую тройку составили компании Canon, Epson и HP, на долю которых пришлось более 60% всех проданных устройств.