«Лаборатории Касперского»
По данным опроса «Лаборатории Касперского»*, в среднем сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляет 5 тыс. руб. Согласно результатам опроса, в первой половине 2020 г. со злоумышленниками, действующими от имени банков, хотя бы раз сталкивались более половины россиян (58%). В подавляющем большинстве случаев (более 90%) речь идёт о телефонном мошенничестве, причём звонки поступают в основном в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Злоумышленники серьёзно готовятся к таким звонкам и активно используют методы социальной инженерии. Так, в 42% случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространёнными легендами были необходимость подтвердить данные (72%), сообщение о блокировке карты (58%) и предложение кредита (57%).
Почти в половине случаев (46%) злоумышленники пытались получить код из СМС или данные карты, а в каждом пятом случае (21%) — убеждали перевести деньги якобы на безопасный счёт.
Растущий интерес злоумышленников к схеме, опирающейся на доверие граждан к известным на рынке банковским аналитикам, в первой половине 2020 г. зафиксировали и эксперты Райффайзенбанка. Аферисты звонят клиентам банка, предлагая «инвестиционные идеи», схемы их реализации и детали для перевода средств на счёт. Сразу после совершения транзакции «аналитик» пропадает, соответственно, клиенты теряют , а реальные аналитики получают репутационный ущерб. Банковские аналитики никогда не инициируют контакт с физическими лицами, не предлагают им инвестиционные идеи, не обсуждают детали их реализации, не запрашивают личную информацию, в том числе финансового характера, и не предлагают осуществление каких-либо финансовых операций. При любом звонке от такого «аналитика» рекомендуется класть трубку и перезванивать напрямую в банк по номеру, указанному на обратной стороне карты или на сайте raif.ru. Также стоит обратиться в банк и при получении письма подобного содержания.
«Лаборатория Касперского» напоминает о базовых правилах безопасности, которые позволят противостоять телефонным мошенникам:
- с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
- не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
- ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
- в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;
- установить защитное решение, определяющее мошеннические и спам-номера.
*Опрос проведён компанией OMI по заказу «Лаборатории Касперского» в июне-июле 2020 г. В России в нём приняло участие 500 респондентов, вопросы относились к первому полугодию 2020 г.