Gfk, «М.Видео-Эльдорадо»
Группа «М.Видео-Эльдорадо» совместно с аналитической компанией Gfk и ведущими производителями техники и разработчиками ПО обсудили изменения и перспективы развития российского рынка бытовой техники и электроники в условиях пандемии COVID-19: как изменились пользовательские предпочтения и привычки, что ждёт рынок в 2020-2021 гг., стирание границы между офлайном и онлайном и трансформацию ритейла, а также угрозы безопасности, связанные с использованием «умной» техники.
По оценке компании Gfk, за девять месяцев 2020 г. российский рынок бытовой техники и электроники составил около 1,2 трлн руб., что на 16% больше по сравнению с прошлым годом. Темпы роста продаж техники оказались втрое выше, чем в Европе. Драйверами стали компьютерная и офисная техника (+21%), техника для дома в целом (КБТ +22% и МБТ +19%), товары для гейминга и развлечений прибавили 24%, мобильные устройства — 10%. При этом, по результатам опроса компании в апреле 2020 г., более половины россиян ощутили ухудшение финансового положения, но 46% респондентов ожидают его сохранения или улучшения в будущем. Среди ценовых сегментов в основных категориях техники во время карантина увеличился спрос в стартовом диапазоне, а с июня начали восстанавливаться доли более премиальных сегментов.
В GFK Rus отмечают, что в пандемию россияне стали чаще выбирать интернет-канал для покупок. Доля онлайна до карантина составляла около 30%, во время действия ограничений — в среднем 55%, и после продолжает оставаться на высоком уровне. С января по сентябрь доля онлайна-продаж техники в России достигла 40%, только в Москве и Санкт-Петербурге — 58%. В целом COVID-кризис позитивно повлиял на сегмент e-commerce и способствовал росту онлайн-операций, доставок на дом, развитию новых партнёрств и увеличению интереса к собственным торговым маркам ритейлеров.
В перспективе, как считает Gfk, потребители станут более чувствительны к цене и сервисам, будут инвестировать в производительную технику, которая сделает их жизнь проще, при выборе места покупки большое значение будет иметь быстрый доступ к товарам и «бесшовный» шоппинг без преград, поскольку 58% покупателей все ещё получают информацию офлайн.
В «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что компания отказалась от разделения клиентского пути на «офлайн» и «онлайн». В рамках развития стратегии One Retail все точки контакта объединены в единую платформу с персонализированным опытом; используя смартфон, клиент может выбирать товар и совершать покупку там, где ему удобно и как ему удобно.
Важное стратегическое значение для удовлетворения спроса чувствительных к цене покупателей имеет расширение ассортимента техники собственных торговых марок. «М.Видео-Эльдорадо» уже предлагает более 100 позиций техники под собственными торговыми марками в таких категориях, как телевизоры и аксессуары, встраиваемая техника, техника для кухни. Компания контролирует весь процесс: от разработки продукта и производства до логистики и мерчендайзинга.